В четверг Центробанк взял Содбизнесбанк под свой контроль. Это произошло в результате спецоперации - два судебных пристава при поддержке бойцов физзащиты Службы судебных приставов вошли в здание и привели с собой главу временной администрации Кирилла Тихоненкова, назначенного Центробанком. У здания банка кипели страсти - вкладчики были уверены, что кто-то хочет увезти их деньги. Внутри же, по словам сотрудников, все прошло тихо и спокойно.
Еще на прошлой неделе первый зампред ЦБ Андрей Козлов обещал, что временная администрация войдет в банк в ближайшие дни. Так и говорил: "Мы туда войдем". Теперь понятно, что тогда ему не хватало бумаги из суда, которая появилась в четверг. Спецоперация началась около четырех дня на Красной Пресне.
- Мы как раз договорились встретиться здесь в четыре, - рассказала "Известиям" член инициативной группы вкладчиков Содбизнесбанка Галина Изотова, - я немного опоздала, несколько наших уже прошли в отделение банка. Я увидела, как у дверей старого здания, где основной офис, толпятся несколько человек в камуфляже. У них на спинах было написано: "Служба судебных приставов". Потом им открыли дверь и они ворвались внутрь. Что там было дальше, я не знаю. Говорят, что охранников побили, что кого-то даже увезли. Через несколько минут все вокруг оцепила милиция.
Как сообщили "Известиям" в Центробанке, приставы действовали на основании решения Арбитражного суда Москвы, принятого в среду. В соответствии с этим документом в качестве обеспечительной меры по защите имущества вкладчиков и кредиторов был наложен арест на все имущество банка. В отделение банка, находящееся в том же здании, приставы не пошли. Они направились сразу в главный офис, где находится хранилище. Как выяснилось, приставов в банке приняли бывшие менеджеры банка - Роман Петров и Андрей Егоров. Туда же позже приехал директор департамента лицензирования кредитных организаций Центробанка Михаил Сухов вместе с группой специалистов-женщин.
Вкладчики же оставались в операционном зале.
- Мы просидели в отделении банка минут сорок, - рассказала "Известиям" вкладчица Лариса Вешнякова, - кто-то из сотрудников сказал, чтобы мы не выходили и не подходили к окнам. Там, дескать, милиционеры с автоматами, могут пальнуть. Мы перепугались насмерть, сидели тише воды, ниже травы. Потом пришел какой-то человек и сказал, что можно выйти. На улице омоновец построил нас у стенки и сказал - никуда не уходить. Но потом, видно, и сам не понял, зачем мы стоим. И мы ушли.
Охрана отделения забаррикадировалась внутри, однако в него никто и не пытался войти. Целью Центробанка были центральный офис и помещение хранилища. На улице дежурили омоновцы, угрюмые сотрудники ГУБОПа в штатском и вкладчики банка. Последние проявляли сильную нервозность. Они почему-то были уверены, что назначенный банком ликвидатор Борис Пономарев должен был вот-вот начать выплаты, а Центробанк все испортил. Для них подозрительными были даже инкассаторские машины - они были уверены, что на них "захватчики" будут увозить их деньги.
- Все делается в ваших интересах, - убеждал вкладчиков губоповец, отказавшийся назвать свою фамилию. Доверие к нему основывалось на том, что он только что вышел из здания банка. - Центробанк взял на себя ответственность за ваши деньги. Теперь нужно сделать так, чтобы ничего не пропало, все описать, все подсчитать. И поэтому мы здесь.
Ликвидатора Бориса Пономарева в момент штурма в банке не было. Он и его помощник Вадим Григорьев приехали позже. Но попытавшись попасть в банк, они наткнулись на приставов в камуфляже. Пономарев немного потолкался у входа, один из приставов угодил ему локтем в ребро, и он ушел покупать таблетки.
- Это нарушение всех законов, - заявил "Известиям" Вадим Григорьев, - вопреки воле собственника они ставят туда своих людей. Там хранилище, в нем три миллиона долларов наличными и около тридцати миллионов в ценных бумагах. После отзыва лицензии все это было опечатано. Но теперь не удивлюсь, если все это скоро бесследно исчезнет, потому что операцию проводит группа так называемых банковских киллеров. И я считаю, что бывшие руководители банка вступили с ними в сговор. Но для нас сейчас самое главное - найти людей. Они четверых скрутили и увезли на автобусе с тонированными стеклами. Это ведь похищение.
Позже в ГУБЭПе МВД подтвердили, что на территории банка были задержаны девять человек, которые не являлись сотрудниками банка и охраны. В милиции должны были установить их личности и проверить правомерность их пребывания на территории банка. По всей видимости, речь шла о людях, пришедших в банк вместе с ликвидатором Борисом Пономаревым: Центробанк с самого начала отказался признать эту администрацию.
Ближе к шести часам из банка начали выходить сотрудники. Женщины шли спокойно, хотя было видно, что они немного растеряны.
- Внутри все спокойно, - рассказала "Известиям" ведущий специалист Оксана Денисова, - мы даже удивились, как все тихо прошло. Просто поменяли охрану и все. Мы по кабинетам сидели, а Тихонков ходил по кабинетам и знакомился. Потом начал в директорском кабинете обустраиваться. А мы дождались конца рабочего дня - и домой. Так что завтра на работу - новое начальство обещало рассказать, что нас ждет.
Центробанк не мог добиться исполнения своего решения 15 дней
Лицензия была отозвана у Содбизнесбанка 12 мая - за легализацию средств, добытых преступным путем. Однако в тот же день в банке была создана собственная ликвидационная комиссия, которую возглавил адвокат Борис Пономарев. Он настаивал на добровольной ликвидации банка, пообещал вкладчикам полностью расплатиться и попросил помочь вернуть банку лицензию. Центробанк ликвидаторов не признал. Тем не менее назначенная Центробанком администрация не допускалась в помещения Содбизнесбанка в течение пятнадцати дней - вплоть до вчерашнего дня.