|
|
|
|
|
|
Юрий Бейлин пишет письма в правительство, но ответов не получает. Фото Натальи Преображенской (НГ-фото) |
|
Вчера нефтяная компания ЮКОС официально объявила, что может стать банкротом еще до конца 2004 года. Это связано с решением Арбитражного суда Москвы о взыскании с компании 3,4 млрд. долл. по иску налоговой службы. В пресс-релизе ЮКОСа сообщается, что на выплату налоговых претензий компания будет располагать по итогам первого полугодия до 1,2 млрд. долл. Всего же ЮКОС сможет выплатить в этом году не более 60–70% от суммы претензий МНС. «В настоящее время существует судебный запрет на продажу любого имущества, в том числе пакетов акций, принадлежащих компании. Пока такой запрет не снят, реализация активов для привлечения ликвидных средств невозможна. Следовательно, при продолжении действий МНС мы можем с высокой степенью вероятности предположить наступление состояния банкротства еще до окончания 2004 года», – сказано в сообщении.
Впрочем, менеджеры нефтяной компании пока еще надеются, что банкротство компании не является целью государства. «Хотелось бы верить, что государство не имеет цели обанкротить компанию, а хочет получить дополнительные налоги», – заявил вчера заместитель председателя правления ЮКОСа Юрий Бейлин. Он также подчеркнул, что компания будет делать все возможное, чтобы урегулировать налоговую задолженность. «Мы писали премьер-министру, в Минфин и Александру Жукову, но ответа не получили», – сказал он, добавив, что общение с представителями государства у компании сейчас отсутствует полностью.
В ЮКОСе подчеркивают, что налоги, уплаченные компанией за 2000 год, составили 1,9 млрд. долл. «Согласно мнению налоговой службы и суда, налог на прибыль за 2000 год должен был бы составлять в НК ЮКОС 59% выручки от реализации, или 107% подтвержденной международным аудитом прибыли».
Рынок отреагировал на это сообщение однозначно – падение акций ЮКОСа в цене усилилось и после 16.00 вчерашнего дня составило около 8%. Впрочем, скорее всего банкротство по причине судебного решения компании пока не грозит. ЮКОС собирается в течение 30 дней обжаловать постановление Арбитражного суда. Как только его апелляция будет рассмотрена, обеспечительная мера по иску МНС к компании, запрещающая реализацию ликвидных активов, будет снята. К тому же прохождение всех судебных инстанций даст компании отсрочку. «По нашим оценкам, у ЮКОСа есть еще более полугода для продолжения судебных тяжб», – говорит аналитик ИК «Энергокапитал» Александр Павлов.
В сообщении ЮКОСа сказано, что «в настоящее время компания не ведет переговоров со своими акционерами, а также с лицами, заинтересованными в приобретении новых акций, для покрытия ожидаемого дефицита ликвидных средств в случае утверждения судебного решения». Впрочем, такие заявления скорее всего направлены на привлечение внимания западного сообщества к событиям вокруг компании. ЮКОС готов к тому, что ему придется продать часть своих активов, чтобы выполнить судебное решение. Днем раньше пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин заявил Интерфаксу, что если для выплаты налогов и штрафов возникнет необходимость реализовать контрольный пакет акций «Сибнефти», компания сделает даже это.
Таким образом, суд сыграл на стороне «Сибнефти», поспособствовав в исполнении желания ее бывших владельцев вернуть компанию. «Сибнефть» действительно является активом, от потери которого текущая деятельность ЮКОСа практически не пострадает – компании работают раздельно, и данные «Сибнефти» не консолидированы в финансовую отчетность ЮКОСа. Даже если 31 мая суд отменит доп-
эмиссию акций ЮКОСа в рамках слияния обменянной на 57% акций «Сибнефти», в собственности ЮКОСа останется 35% ее акций. Их можно будет реализовать за сумму, даже превышающую налоговые требования, – капитализация «Сибнефти» превышает 13,5 млрд. долл. Тем более что и покупателя долго искать не придется – бывшие собственники «Сибнефти» в лице Millhouse Capital будут счастливы выкупить ее обратно. Тогда после оплаты налоговых претензий ЮКОС просто вернется к своему состоянию на начало 2003 года.
Единственным препятствием для совершения этой операции могут оказаться судебные приставы, если они по своему усмотрению выберут собственность, которая будет отчуждена у ЮКОСа в пользу государства. Впрочем, и они могут остановить свой выбор именно на «Сибнефти» – в этом случае цели налогового иска окажутся вполне прозрачными. «Компенсация налоговых требований за счет уступки государству контрольного пакета «Сибнефти» кажется весьма вероятной развязкой», – считает начальник отдела анализа Росбанка Павел Супрунов. В этом случае бывшие владельцы «Сибнефти» могут так и не вернуть свою компанию в собственность.
Однако оплатой налоговых требований за 2000 год конфликт МНС с ЮКОСом может не закончиться. Если целью властей является смена собственников компании или растаскивание ее по частям, следующим шагом могут оказаться налоговые претензии за 2001-й и последующие годы. В ЮКОСе это подтверждают и сообщают о «проводимых Федеральной налоговой службой проверках уплаты налогов за 2001 год. Мы предполагаем наличие рисков предъявления компании претензий, аналогичных указанным выше», – сказано в сообщении компании.
Легкость, с которой Арбитражный суд за три дня вынес решение по крупнейшему и сложнейшему налоговому делу, говорит о том, что негативный сценарий развития событий уже давно написан и утвержден. Впрочем, у основных акционеров ЮКОСа пока остается возможность спасти если не всю свою собственность, то ее часть – Group Menatep может объявить нефтяной компании дефолт по кредиту на сумму 1,6 млрд. долл. Если будет запущена процедура банкротства ЮКОСа, государство получит присужденные ему деньги далеко не в первую очередь. Но в ЮКОСе не особенно на это рассчитывают. «Исходя из предыдущей практики государство попадет именно в ту очередь, в которую ему нужно», – считает заместитель начальника юридического управления компании Дмитрий Гололобов.