«Мы можем с высокой степенью вероятности предположить наступление банкротства еще до окончания 2004 г. Мы обязаны заблаговременно поставить в известность об этом своих кредиторов и акционеров». Такое предупреждение содержится в официальном пресс-релизе НК «ЮКОС», посвященном новому повороту в «деле Ходорковского». Решение Арбитражного суда г. Москвы, в соответствии с которым нефтяники должны выплатить 99,4 млрд руб. налога на прибыль, как недоплаченных в 2000 г. (с учетом пени и штрафов), ЮКОС исполнит, если будет подтверждение со стороны «высшей инстанции» суда. Но исполнит только частично. Дескать, основные активы компании ныне заморожены судебным решением, и платить, собственно, не из чего. Точнее, как заявил журналистам один из руководителей НК Юрий Бейлин, в настоящее время на балансе ЮКОСа находится не более 800 млн долл. «свободных денежных средств».
Ранее, как известно, ЮКОС предупреждал о возможности наступления дефолта по ряду кредитов опять же в связи с претензиями налоговиков и арестом активов. Теперь речь идет уже о банкротстве. Перспектива, как ненавязчиво намекает пресс-служба компании, весьма тревожная для ее «более чем 60 тыс. акционеров и 105 тыс. сотрудников». Намеки указанной тематикой, кстати, не ограничиваются. По всем правилам «идеологической войны» пиарщики НК «раздали всем сестрам по серьгам». Указали, что с «требованиями правительственных органов» (бывшего МНС) компания вообще-то не согласна, так как еще раз проверила свою отчетность за 2000 г. и нарушений не обнаружила. И сами требования «необъяснимы», так как ЮКОС и так платил в казну чуть ли не больше всех, за исключением «Газпрома» и, может быть, «ЛУКОЙЛа». И вообще с чего бы это платить 107% подтвержденной международным (PwC) аудитом прибыли. И т.д.
ЮКОС (имеется в виду не только компания, но и круг ее бывших акционеров и менеджеров, так или иначе «повязанных» в одних делах) вообще пытается обороняться «по всем правилам», привлекая к себе не только российское, сколько главным образом широкое международное внимание. Дела Ходорковского и Лебедева приняты к рассмотрению Европейским судом по правам человека. В Москву прибыла с миссией разобраться с «проблемой ЮКОСа» представитель ПАСЕ. В мировых СМИ инспирирована (небескорыстно или по «доброте душевной» – это в данном случае не важно) кампания в защиту гонимых олигархов. Даже послание Владимира Путина Федеральному собранию некоторые газеты комментировали через «призму ЮКОСа»: Путин «царственно проигнорировал эту тему», хотя, мол, имеет к ней отношение. Показательно, что едва в статье Liberation со ссылкой на одного из российских аналитиков появилось утверждение: «Давление (со стороны государства на ЮКОС – И.Т.) продолжится до тех пор, пока не будет достигнуто окончательное соглашение с акционерами или пока компания не будет доведена до банкротства», как сама компания тут же подхватила эту тему: банкротство уже на горизонте.
Международный шум в защиту Ходорковского, Лебедева и ЮКОСа между тем поддержал другой бывший «нефтевладелец» – олигарх, а теперь эмигрант Борис Березовский. Последний, как сообщается, устроил в Лондоне «автомобильную демонстрацию», в ходе которой десятки «Мерседесов» везли к российскому посольству плакаты, содержание которых сводилось к словам «Руки прочь от ЮКОСа и российского бизнеса». Демонстрация хотя и прошла в неудачное время (одновременно в центре Лондона проходил митинг в поддержку Далай-ламы), но, как сообщается, вызвала живой интерес «новорусских», скупивших в последнее время недвижимость в престижных районах британской столицы (в первую очередь Челси). Видимо, слишком многие озабочены перспективой повторить судьбу двух олигархов, томящихся ныне в московском СИЗО.
Что касается тех, кто остается в России, то, по словам другого собеседника Liberation, «они уже все напуганы… или готовы на все, только бы власть была довольна». С последним утверждением, впрочем, вряд ли согласится ЮКОС, или, точнее, группа Menatep, владеющая НК, которая, по словам Юрия Бейлина, считает, что необходимо «договориться». Т.е. НК готова уступить многое, теоретически даже «Сибнефть» (которой, впрочем, пока владеет скорее на бумаге, так как это право оспаривается в суде, а большинство в совете директоров по-прежнему принадлежит людям Абрамовича). Но не все. Впрочем, оценить те активы компании, на которые не может распространиться юрисдикция московских судов, проверить реальность «последних 800 млн долл.», которые якобы остались на балансе ЮКОСа, будет чрезвычайно непросто.
Отдел экономики
Иван Трегубов, 28.05.2004