Вчерашний день для компании ЮКОС можно назвать переломным моментом во всей истории ее конфликта с властью. И перелом этот не в пользу компании. Как известно, московский арбитражный суд признал законность иска МНС к компании ЮКОС и потребовал взыскать с нее около 99 млрд. руб. Решение подобного масштаба принимается впервые, а с учетом того, как проводился судебный процесс, нельзя не сомневаться в его политическом характере. На следующий день после решения суда компания уведомила своих акционеров и кредиторов о вероятности банкротства, акции компании рухнули на 11%, а газета "Ведомости" распространила информацию о возможной отставке председателя правления компании Семена Кукеса. Все это может быть началом качественно нового этапа в ситуации вокруг компании, началом ее перехода в руки государственных или близких к государству структур.
Напомним, что главным поводом для обострения ситуации вокруг компании стало решение 26 мая арбитражного суда Москвы удовлетворить иск бывшего Министерства по налогам и сборам (МНС ныне преобразовано в Федеральную налоговую службу) к НК ЮКОС о взыскании с компании 99 млрд. руб. Налоговые претензии сформулированы по результатам проверки деятельности инспекции МНС по Нефтеюганску (Ханты-Мансийский АО) прошлой осенью. Повторная проверка налогоплательщика не разрешена законодательством, но МНС нередко проводит "перепроверки" при оценке деятельности своих подразделений: оспорить в суде эту практику пока никому не удалось. Суть претензий МНС заключается в том, что ЮКОС с целью уклонения от уплаты налогов создал 17 "подставных" фирм в регионах с льготным налогообложением - Мордовии, Калмыкии и Эвенкийском автономном округе. Через эти фирмы и через ряд ЗАТО проводились сделки купли-продажи нефти и нефтепродуктов ЮКОСа, позволяя экономить на налогах миллиарды долларов.
Было понятно, что суд очень торопился принять решение. Более того, само МНС, объявив 14 апреля о своих претензиях и не дав компании времени на раздумья, уже менее чем через сутки подало судебный иск, и суд арестовал имущество компании в обеспечение иска. Столь же молниеносно проходил и судебный процесс: всего за три дня было принято беспрецедентное решение, поставившее компанию на грань банкротства. Более того, судья не дал возможности адвокатам компании в полной мере изложить свои доводы. Если истец получил более двух суток для обвинительной речи, то адвокаты - около 3-х часов, что не позволило изложить свою позицию и доказать правоту компании.
Вероятность того, что ЮКОС сможет обжаловать решение суда в условиях принятого решения - а оно, судя по всему, политическое - в отношении компании, крайне мала. Самой большой проблемой теперь является поиск средств для уплаты налогов, пеней и штрафов - активы компании арестованы, и она не имеет возможности продавать их.
Как следствие акции компании на РТС на конец вчерашнего дня рухнули более чем на 11%, потянув за собой индекс РТС. Компания сделана специальное заявление, в котором признала, что действительно существует вероятность банкротства. В заявлении ЮКОСа также отмечается, что в настоящее время в распоряжении компании находится около 800 млн. долл. ликвидных средств, ожидаемый объем средств компании по результатам II квартала 2004 года составит до 1,1-1,2 млрд. долл. Для уплаты налогов требуется еще более 2 млрд. долл. - сумма, которая может быть получена либо от продажи части своего имущества, что сейчас невозможно, либо от кредиторов. Однако понятно, что в условиях, когда компании грозит банкротство, ни один здравомыслящий банкир денег не даст. Вероятно, можно рассчитывать на собственных акционеров, которые осенью прошлого года через посредничество французского банка дали ЮКОСу кредит на сумму 1,6 млрд. долл. Однако у акционеров наличие свободных средств в таком размере весьма сомнительно.
Перед компанией встала реальная проблема банкротства. Акционеры компании, надо сказать, к развитию таких событий подготовились. Являясь фактически крупнейшими кредиторами компании, они имеют возможность претендовать на раздел имущества ЮКОСа. Хотя, конечно, в российских условиях, когда законодательная база крайне непроработана, а судебные решения часто политически ангажированы, кредиторы (они же акционеры) могут потерять контроля над процедурой банкротства и не получить почти ничего.
Есть еще один гипотетический путь выхода из ситуации - договориться с государством о возможности продажи части активов и погашении долга в рассрочку. Но для этого необходимо благосклонное отношение власти к компании. Сегодня же практически не остается сомнений в том, что было принято решение обанкротить ЮКОС с целью смены ее собственника, а потому вероятность рассрочки крайне невысока. Более того, есть информация о том, что компании могут быть предъявлены новые налоговые претензии по итогам 2001 года в размере 3 млрд. долл. Об этом заявил вчера зампред правления ЮКОСа Юрий Бейлин. В этом случае компании уже вряд ли удастся избежать банкротства.
Как сообщают "Ведомости" со ссылкой сразу на несколько источников в компании, председатель правления Семен Кукес покидает свой пост. По информации газеты, основные владельцы Group Menatep решили уволить Кукеса. Один из источников утверждает, что Кукес покинет компанию до конца июня. Как он объясняет мотивы этого решения, Кукес "не только не был подготовлен к руководству ЮКОСом в сложившейся ситуации, но и зачастую только усложнял ее". А наиболее вероятным его преемником считается президент "ЮКОС-Москва" Стивен Майкл Тиди. "Если только неожиданно не возникнет серьезной политической фигуры", - оговаривается собеседник "Ведомостей". "Тиди, в отличие от Кукеса, сможет заняться исключительно производственными проблемами и отдаст разруливание ситуации более эффективным переговорщикам, например [будущему председателю совета директоров] Виктору Геращенко. А сейчас это не представляется возможным", - говорит источник, близкий к акционерам ЮКОСа.
Можно предположить, что терпение акционеров к проявлявшему излишнюю самостоятельность Кукесу лопнуло могло стать то самое заявление ЮКОСа о вероятности банкротства. Другие руководители компании, близкие к акционерам, вчера говорили о том, что компания должна избегать формулировки "банкротство" и не педалировать эту тему в информационном пространстве. Ведь именно это заявление и обрушило акции ЮКОСа. Вместо того чтобы успокоить рынок, представить данные о дееспособности компании и уверенной готовности погасить долг по той или иной схеме, Кукес фактически своим заявлением нагнетал ситуацию.
Таким образом, компания стоит на пороге смены руководства. Важнейшей задачей новых управленцев будет, с одной стороны, достижение договоренности с властью, а с другой, подготовка компании к банкротству с учетом интересов ее крупнейших акционеров и кредиторов.
Развитие ситуации вокруг ЮКОСа свидетельствует о том, что попытка отделить деятельность компании от политических рисков, исходящих от акционеров, не удалась. Быстрыми темпами усиливается риск ее банкротства, что позволит власти сменить собственника. Евгений Ясин намекнул на то, что новым собственником может стать бывший глава Межпромбанка Сергей Пугачев, человек, весьма близкий к президенту и "питерским силовикам" в окружении Путина. Впрочем, наверное, уже не так важно, кто это будет, главное, что в таком случае будет поставлена точка в крупнейшем политическом конфликте последнего времени - президента и бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, конфликте, решающем принципиальный вопрос о политической дееспособности бизнеса и расстановке приоритетов по линии "бизнес - государство".