Министерство по антимонопольной политике решило внести коррективы в двухлетней давности договор между "АвтоВАЗом" и General Motors о прекращении "АвтоВАЗом" производства старой "Нивы". Как выяснилось, еще в декабре чиновники предписали предприятию не снимать с конвейера эти автомобили. А вчера МАП в суде отстоял правомерность своих требований.
СП "GM-АвтоВАЗ" начало выпускать автомобили в сентябре 2002 г. Предприятие производит внедорожник Chevy-Niva и планирует выпустить в этом году 55 000 автомобилей этой марки. Основными акционерами компании являются "АвтоВАЗ" (47,62% акций) и "Джи Эм Аусландзпроекте ГмбХ" (31,94% ), ЕБРР (20,44% ).
Министерство по антимонопольной политике (МАП) нашло нарушение в генеральном соглашении акционеров "GM-АвтоВАЗ" еще в декабре прошлого года. Как рассказала "Ведомостям" представитель МАП Ирина Кашулина, тогда ее ведомство рассматривало ходатайство "АвтоВАЗа" о приобретении им 5900 акций "GM-АвтоВАЗ", что увеличило бы долю "АвтоВАЗа" в СП до 49,99% акций. "Компания представила в министерство ряд документов, в том числе и генеральное соглашение акционеров "GM-АвтоВАЗ", - говорит она. Этот документ предусматривает обязательство "АвтоВАЗа" снять с производства старую "Ниву", чтобы не создавать конкуренции Chevy-Niva. Но МАП пришел к выводу, что это соглашение противоречит закону о конкуренции. "Chevy-Niva дороже, нежели старая "Нива", - говорит Кашулина. "Разрешение на приобретение акций мы им выдали, однако предписали устранить нарушение в четырехмесячный срок", - рассказывает она. Вместо этого "АвтоВАЗ" подал иск в арбитражный суд Москвы с просьбой отменить предписание МАПа. Но вчера министерство сообщило, что суд отклонил жалобу "АвтоВАЗа".
В General Motors и "GM-АвтоВАЗ" вчера не комментировали претензии МАП. А на самом "АвтоВАЗе" возмущены решением суда. "В соглашении с GM и ЕБРР есть пункт о том, что по мере наращивания темпов производства Chevy-Niva мы будем сокращать выпуск старых "Нив". Но это условие нам диктуют наши производственные мощности, - поясняет сотрудник "АвтоВАЗа". - Мы ранее производили 75 000 "Нив" в год. В этом году "GM-АвтоВАЗ" собирается выпустить 55 000 автомобилей. Мы поставляем для них комплектующие, поэтому "Нив" мы можем выпустить лишь 30 000. Не может же МАП предписать нам увеличить наши производственные мощности? " Но юристы отмечают, что "АвтоВАЗу" незачем волноваться. "Завод может оспорить это решение и доказать, что МАП не может вмешиваться в производственную политику предприятия", - говорит управляющий директор юрфирмы "Вегас-Лекс" Альберт Еганян. "АвтоВАЗ" может изменить генеральное соглашение, вообще устранив из него пункт по "Ниве", - рассуждает он. - Тем самым завод устранит причину недовольства МАП, что не помешает ему снять "Ниву" с производства по другим причинам".
Но дилеры и аналитики считают, что "АвтоВАЗу" было бы выгодно подчиниться решению суда. "Определенный процент потребителей старой "Нивы" пересел на Chevy-Niva, - соглашается сотрудник компании "СОК-Автореал" Андрей Якушин. - Но все же эти автомобили находятся в совершенно разных ценовых категориях". "Старая "Нива" стоит в розницу примерно $6700, тогда как Chevy-Niva - от $9600. "Нива" приносила прибыль "АвтоВАЗу" и до сих пор пользуется хорошим спросом, - отмечает аналитик ОФГ Елена Сахнова. - Отказ от выпуска этой модели в пользу СП с GM не приносит предприятию очевидных дивидендов".