Довольно противоречивый приговор вынес в минувшую пятницу Савеловский суд Москвы бывшему председателю правления Местбанка Александру Кузьминскому. С одной стороны, он признан виновным в незаконном получении кредитов на общую сумму 25 млн. рублей, а также в злоупотреблении полномочиями лицом, ческие функции в коммерческой организации. Но при этом, несмотря на очевидное наличие ущерба и отказ подсудимого признать свою вину, судья Ирина Пустыгина назначила Кузьминскому не только мягкое наказание - 3,5 года в колонии-поселении, но даже сняла арест с его имущества, в том числе и личных средств в размере 22 млн. рублей.
Это уголовное дело было возбуждено прокуратурой Северного округа столицы в августе 2002 года после обращения руководителей СДМ-Банка и ФондСервисбанка, заявивших о невозврате им миллионных кредитов. Как следует из материалов дела, кредит в размере 10 млн. рублей ФондСервисбанк выделил Местбанку в феврале 1999 года в рамках заключенных между кредитными учреждениями соглашений о сотрудничестве. Прошел год, деньги в установленный срок Местбанк не вернул. Как следовало из обвинительного заключения, полученные средства Кузьминский израсходовал на текущие банковские операции. Отметим также, что 10 миллионов являлись кредитом, выделенным бюджетом ФондСервисбанку на развитие Росавиакосмоса. В аналогичную ситуацию примерно в то же время попал и СДМ-Банк, предоставивший Местбанку кредит в 15 млн. рублей.
Когда же Местбанк начал разваливаться, Кузьминский продал несколько принадлежащих кредитному учреждению иномарок по балансовой стоимости компании 'Ростместпром', в которой являлся председателем совета директоров. Так, например, Toyota Land Сruiser стоимостью 11 тысяч долларов была продана всего за 70 тысяч рублей. Эти манипуляции следователи квалифицировали как 'присвоение или растрата вверенного имущества'.
Прокуратура утверждала, что при получении кредитов Кузьминский ввел партнеров в заблуждение относительно финансового состояния возглавляемого им банка, находящегося на грани банкротства. По мнению следствия, Кузьминский организовал ряд мошеннических схем с целью уклонения от кредиторской задолженности и даже пытался обанкротить Местбанк.
Кузьминского арестовали в декабре 2002 года. На его личные счета (на общую сумму около 22 млн. рублей) был наложен арест. Судебный процесс длился с июля прошлого года.
Кузьминский не признал своей вины ни по одному пункту обвинения. Адвокат Арам Мовсесян ранее заявил ГАЗЕТЕ, что подсудимый лично вообще не участвовал в заключении соглашений о получении кредитов: 'Ни на одном документе по сделкам его подписи нет. Там подписи его замов, руководителей подразделений и дилеров».
Судья Ирина Пустыгина оглашала приговор в течение двух часов. Из него следовало, что в 1999-2000 годах Кузьминский вывел активы банка в размере 800 млн. рублей под видом предоставления кредитов фиктивным банковским учреждениям Индастриал-Инвестменс-Банк и Трансинвестбанк. Данные компании, якобы официально зарегистрированные в США, разыскать не удалось: по адресам, указанным в платежных документах, оказались совсем другие фирмы. (Впрочем, следователи и раньше подозревали, что деньги, скорее всего, ушли в офшорную зону на Кипр). Суд констатировал, что 'нет сомнений' в том, что для получения кредитов в бухгалтерские документы были внесены 'ложные сведения о финансово-хозяйственной деятельности банка'. 'То, что данные сделки (получение кредитов. - ГАЗЕТА) заключались не лично Кузьминским, а дилерами банка не снимает с него ответственности', - цитировала судья.
Однако затем произошло нечто странное. Указав, что статья 165
УК РФ ('Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием') была вменена Кузьминскому излишне, поскольку его действия охватываются статьей 176
УК РФ ('Незаконное получение кредита'), суд исключил ее из предъявленных подсудимому обвинений. Затем Кузьминский был оправдан в обвинении в 'присвоении или растрате вверенного ему имущества' (по мнению суда, факт продажи машин по балансовой, а не по рыночной стоимости говорит только об упущенной выгоде, но не о растрате).
Суд признал Кузьминского виновным в незаконном получении кредитов и в злоупотреблении полномочиями, однако отправил отбывать его довольно гуманный срок в 3,5 года лишения свободы в колонии-поселении. Это при том, что Кузьминский не признал свою вину и не раскаялся в содеянном и суд учел это в приговоре. Более того, несмотря на факт причинения ущерба, суд почему-то оставил без рассмотрения все предъявленные к банкиру иски. Отметим, что СДМ-Банк попросил взыскать с Кузьминского коло 17,5 млн. рублей с учетом штрафных акций, а ФондСервисбанк - 13 млн. 700 тысяч. Конкурсный же управляющий Местбанка Мартиросов потребовал 693 млн. 273 тысячи рублей от имени всех кредиторов. Оставляя иски без рассмотрения, судья лишь в последнем случае указала, что предъявленный иск 'не подтвержден документально'. После этого она постановила снять арест с имущества подсудимого - денежных средств в Местбанке и Сбербанке, акций «Ростместпрома» и части зданий, принадлежащих этой компании. Потерпевшие результатами дела были явно недовольны. '3,5 года в колонии-поселении - это мягкое наказание по сравнению с 8 годами в колонии общего режима, которые требовал прокурор, - заявил ГАЗЕТЕ представитель ФондСервисбанка в суде Владимир Коновалов. - Очень странно, почему судья оставила без рассмотрения предъявленные Кузьминскому иски. Выходит, ущерб он причинил, это подтверждается решением
Арбитражного суда Москвы, вынесенным в 2001 году (взял кредиты и не вернул), а вопрос возмещения ущерба оставлен за рамками процесса. Судья должна была хоть как-то мотивировать свое решение'. Будет ли гособвинение опротестовывать приговор в вышестоящей инстанции, пока неизвестно.