|
|
Рисунок Алексея Меринова |
Афоня! Ты мне рубль должен!.. Два! Два рубля!
Из к/ф “Афоня”
Когда-то юный командир Красной Армии Голиков не подозревал, что станет известным детским писателем Аркадием Гайдаром, а его книги — символом эпохи. Новые времена рождают новых героев. Иногда у этих героев знакомые фамилии.Кем станет заместитель министра по налогам и сборам Игорь Голиков — пока не ясно. Не понятно даже, вошел ли он уже в историю или только попал в нее. Ясно только, что одно литературное произведение он уже создал. И оно дорогого стоит: согласно акту налоговой проверки, под которым стоит его подпись, нефтяная компания ЮКОС должна государству ни много ни мало почти 100 миллиардов рублей. Естественно, юристы компании отвергли претензии МНС как противоречащие российскому законодательству. Да и просто здравому смыслу: проверка проводилась в таком спешном порядке, что ни о какой объективности претензий налоговиков не может быть и речи. Это и туманные обоснования их требований, нереальные (всего несколько часов) сроки для перечисления в казну 3,5 миллиарда долларов, грубые арифметические ошибки при начислении штрафов (по расчетам ЮКОСа)... Как заметил пресс-секретарь НК ЮКОС Александр Шадрин, “уровень нарушений, допущенных МНС, таков, что любому судье будет сложно поддержать откровенно беззаконный акт проверки”.
И все же подпись Голикова под актом налоговой проверки уже обошлась компании ЮКОС в кругленькую сумму: после того, как решением
Московского арбитражного суда было арестовано имущество компании, ценные бумаги ЮКОСа упали на 6,33 процента.
Гайдаровский Мальчиш-Кибальчиш боролся за честные идеалы и светлое будущее. Какие идеалы отстаивает налоговик Голиков и каким ему представляется светлое будущее, сказать, пожалуй, не возьмется никто. История рассудит. А настоящее таково.
В те годы, когда отгремели корпоративные войны и тихо стало на широких полях да бескрайних лугах, где нефть добывали, жил да был Мальчиш. Страна богатеет да ВВП удваивается: не так чтобы быстро, но щи в котле, каравай на столе, вода в ключах, а голова на плечах…
Все работают: один скважину бурит, другой нефть качает, третий в бензин ее перегоняет да буржуинам за золото продает. Чтобы еще лучше в стране жилось. И Мальчиш без дела не сидит: с малых лет денежки подсчитывает. Уж такую службу ему старшие товарищи назначили.
Гоп!.. Гоп!.. Еще лучше! Одно плохо: не рос никак Мальчиш. Другие мальчиши давно вес да стать набрали, большими людьми сделались, а он все под ногами у взрослых путается. Не поймешь иной раз: помогает али мешает больше?
Сколько лет бы он еще так маялся, да люди добрые советом помогли:
— Это климат, — говорят, — дурно действует. Езжай-ка ты, Мальчиш, из Тигулей северных в град стольный. Глядишь, зацепишься, корни пустишь, в рост пойдешь. А братья старшие тебе помогут: все там давно.
Сел он на коня да поехал.
Гоп!.. Гоп!.. Что за чудо — град стольный! Живи да работай — хорошая жизнь! И все бы хорошо, да что-то нехорошо. Нет-нет! Не обманули люди добрые! И братья подмогнули: как родного встретили, накормили, приодели и даже в замы к Главному по оброкам пристроили. Полгода не прошло, а как Мальчиш вымахал, как в плечах раздался: совсем большой стал. Да только все чудится Мальчишу, будто пахнет ветер не цветами с садов, не медом с лугов, а то ли дымом, то ли порохом. Сказал он старшему по оброкам.
— Это деньги пахнут, — старший говорит. — Нефтяные доллары.
И лукаво смотрит:
— Хочешь, Мальчиш, еще подрасти?
— Хочу! — Мальчиш отвечает.
И рассказал старший по оброкам Мальчишу страшную военную тайну: что не тот главный в стране, кто нефть добывает и ВВП удваивает, а тот, у кого силенок поболе.
— Ты уже большой, Мальчиш, и понимать должен, что под нашу силушку любая арифметика прогнется!
И научил его по-правильному считать, по законам военного времени. Рубль должен? Пишем три! Три да три — уже девять! Всю ночь они цифры считали. И насчитали, что должны им нефтяники ни много ни мало, а почти сто миллиардов рублей:
— Знаешь, Мальчиш, сколько на эти деньги банок с вареньем да коробок с печеньем купить можно да пенсионерам раздать? Вот и понимай, чья математика правильней! — и послали нефтяникам бумагу грозную. Акт налоговой проверки называется.
Ушел Мальчиш. Лег спать. Но не спится ему — ну никак не засыпается. Вдруг слышит он на улице топот, у окон — стук. Глянул Мальчиш — и видит он: стоит у окна адвокат. Под мышкой — портфель, в портфеле — папка, а в папке — свод законов государственных:
— Эй, вставай, Мальчиш! — крикнул адвокат. — Пришла беда, откуда не ждали. Обманули тебя люди добрые, подвели братья старшие, заморочил Главный в погонах. Беззаконная их арифметика! Слышишь стук копыт? Уже мчатся гонцы звать на помощь в Страсбург далекий!
И ускакал.
Глянул Мальчиш на улицу: пустая улица. Только ветер свистит. Больно тогда Мальчишу стало: и коробку с печеньем хочется, и старших боязно… А совесть все одно спать не дает, даром что ко всему приучена!
Старшие братья тоже не спят. Но не потому: все думают, чего бы им еще такого сделать? Которых буржуинов уже заковали в тяжелые цепи и посадили в темницу лубяную — хорошо. Другие пока на воле ходят — плохо. Имущество нефтяное арестовали — замечательно. Да как бы возвращать не пришлось — плохо.
А что гонцы в Страсбург летят, так то не беда: далек их путь, дорога трудная — пока то да се, глядишь, все и образуется как надо.
День проходит. Два проходит. Май уже на носу. Не сдаются нефтяники. Что с ними делать?.. Задумался Мальчиш: отчего сорок судей басманных бились-бились — ничего до сих пор не добились, а нефтяники те же песни поют, знамен своих не опускают?
Заглянул еще в акт, самим же придуманный: хоть и шито, кажется, все белыми нитками, да нитки те крепкие так запутаны — не распутаешь. Сроки поджимают, братья старшие теребят, результатов требуют, а нефтяники твердо на своем стоят, не признают его арифметики. Может, тайна у них какая есть?
А никакой тайны-то и нет. Просто забыл Мальчиш, что по любым законам два плюс два четырем равняется: так вчера было, так и сегодня. Так было, есть и должно быть. Салют Мальчишу!