Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

ВАС РФ

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

ГЕРАЩЕНКО СПАСЕТ РЕЙТИНГ ЮКОСА

Ситуация вокруг НК «ЮКОС» вновь обострилась. В ответ на претензии МНС и запрет Арбитражного суда банки-участники синдицированного предэкспортного кредита в сумме $1 млрд. предупредили компанию о возможном наступлении дефолта по нему. ЮКОС становится все менее привлекательным для инвесторов. Но, по мнению экспертов, напряжение вокруг компании может снять назначение Виктора Геращенко председателем Совета директоров…
Вчера компания получила уведомление от банков-участников синдицированного предэкспортного кредита в сумме $1 млрд. о возможном наступлении дефолта по кредиту. Основные причины такого уведомления – требование к «ЮКОСу» Министерства по налогам и сборам об уплате налогов, пени и штрафных санкций на сумму 99 375 538 234 рубля, а также определение Арбитражного суда Москвы, налагающее запрет на отчуждение и обременение активов компании. Компания вновь оказалась в непростой ситуации, которую комментирует аналитик инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Царегородцев.

NewsInfo: Дмитрий, насколько опасно такое уведомление для «ЮКОСа»? Что ждет компанию в случае дефолта по кредиту?

Дмитрий Царегородцев: В синдицированных кредитах есть такая вещь, как рамки. Некоторые финансовые рамки чаще всего касаются долговой обремененности, рейтингов, активов и так далее. Если компания нарушает эти рамки, то кредиторы просят либо вернуться в эти рамки, либо, если это невозможно, каким-то образом их пересмотреть или подкорректировать условия кредита. Например, чуть меняется процентная ставка, по-другому оформляется график платежей, или амортизация займа другой становится. Хорошим примером может служить еврооблигация «Роснефти». Когда «Роснефть» превысила планку суммарного долга, держатели еврооблигаций сели за стол переговоров компании и просто выработали новый критерий, новый финансовый коэффициент стал мониторится. Это компромиссный путь. Если же такой путь невозможен, то кредиторы просят погасить долг досрочно. В этой ситуации компания вольна либо его действительно погасить, либо, если погашение сейчас невозможно, объявить о банкротстве. В этой ситуации назначается конкурсный управляющий, он начинает продавать активы и всю выручку, а средства направляет на погашение долгов.

NewsInfo: Сейчас не самые легкие времена для «ЮКОСа». Как вы считаете, каковы перспективы у этой компании?

Дмитрий Царегородцев: Нужно осознавать, что нападки на компанию – это не более, чем отголоски процесса перехода этой компании в другие руки. Когда был арестован Платон Лебедев, потом Ходорковский, многие думали, что речь идет о политическом усмирении этой группировки, чтобы люди не претендовали на власть, чтобы они не финансировали избирательную компанию в Госдуму. Но впоследствии стало все более заметно, как акционеров ЮКОСа подталкивают к продаже компании, вольно или невольно. Конечно, власть не отнимает компанию. Но, грубо говоря, некомфортные условия подталкивают ее к тому, чтобы быть более сговорчивыми. У ЮКОСа были предложения о покупке, в том числе со стороны иностранных компаний. Но очевидно, что слишком интенсивный приход западного капитала в страну нежелателен как по политическим, так и по экономическим соображениям. Потому что экономически это фактический плацдарм для перехода под контроль целых секторов, которые трудно будет облагать дополнительными налогами и так далее. При массовом приходе иностранного капитала все процессы переходят на политический международный уровень, что сильно затрудняет принятие новых решений. С другой стороны, перед выборами власти очень не хотелось, чтобы у населения сложилось впечатление, что страну распродают. Поэтому ограничились одобрением сделки «ТНК-ВР». А сделки по продаже ЮКОСа и «Сибнефти» были на политическом уровне приостановлены.

NewsInfo: Почему?

Дмитрий Царегородцев: Тут может быть несколько объяснений. Может быть был неприемлем тот покупатель, с которым ЮКОС говорил. До сих пор все подробности неизвестны, но это могла быть и китайская национальная нефтяная компания. А владение китайцами одной из самых крупных российских нефтяных компаний все-таки пока не входит в пожелания наших властей. Возможно, у кого-то из наших государственных стратегов появилась мысль о создании действительно сильной прогосударственной нефтяной компании на базе например, «Сургутнефтегаза». В связи с этим нужно было «ЮКОС» ослабить, и подтолкнуть к тому чтобы недорого продаться или слиться, образовав такую патриотическую национальноориентированную группу. Версий много, но суть в том, что все эти налоговые выпады – это всего лишь часть некой консолидированной программы. Их затихание или возобновление должно интерпретироваться только в контексте того, как двигаются переговоры о продаже компании или передачи управления ею. Говоря о долгосрочном будущем компании, интересно сохранение лишь в том случае, если действительно ее возможно каким-либо образом перевести к управляемости в том ключе, в котором хотелось бы власти. Заметьте, до сих пор каких-то прямых действий по изъятию или по наложению каких-то штрафов, по отбору активов, лицензий не было произведено. Если внимательно присмотреться, все до сих пор ограничивается исками, обвинениями, претензиями, проверками. На самом деле от компании именно государство не убавило и не прибавило ни копейки. Поэтому я далек от того, чтобы каким-то образом максимизировать эту опасность. Речь не идет о том, что уже компания в середине процесса дробления. Такого нет. Но, тем не менее, есть риск в связи с озабоченностью, которую высказал синдикат банков. Риск того, что сами акционеры начнут банкротить компанию. Ведь 1,6 миллиарда являются долгом аффелированной группе «Менатеп».

NewsInfo: Сегодня стало известно, что Геращенко предложили место в Совете директоров компании, возможно, даже председателем совета директоров. Как вы оцениваете этот шаг?

Дмитрий Царегородцев: Положительно. Геращенко – человек близкий к власти, он очень лоялен, он договороспособен. Я считаю, что он даже более склонен к компромиссам, чем Кукес. Кроме того, Геращенко очень хорошо знают именно в финансовых кругах, и в европейских, и в американских. Кукес больше известен все-таки в отрасли, чем в бизнесе. Соответственно, назначение очень продуктивно. Оно может, по крайней мере, немножко накал вокруг ЮКОСа снять. То есть, атмосфера будет чуть спокойнее.

Анна Бажина

Архив:
«апрель 2004 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
   01020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
26
27
282930    
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"