Приватизация российской экономики носила “пиратский характер”. Такой вывод сделала Счетная палата (СП), подсчитавшая итоги продажи госсобственности за 1993-2003 годы. Председатель Счетной палаты Сергей Степашин отметил, что от приватизации 145 тысяч предприятий бюджет получил всего 9,7 млрд. долларов.
При этом Степашин заявил, что пересмотра итогов приватизации не будет. Но отметил, что 10 млрд. долларов российские туристы оставили за границей только в прошлом году, дав понять, что некоторым олигархам не поздоровится. По оценкам аудиторов, хозяевам предприятий, купившим госсобственность с грубейшими нарушениями закона, есть основания предъявить серьезные претензии. В числе таких объектов названы и комбинат “Апатит”, и ЮКОС.
Слова главного ревизора страны не расходятся с делом. Напомним, что в пятницу арбитражный суд Москвы арестовал все имущество ЮКОСа в обеспечение иска налоговой службы, которая обвинила компанию в неуплате налогов на 3,5 млрд. долларов. Судя по всему, следующим кандидатом на предъявление претензий может стать “Сибнефть” и губернатор Чукотки Роман Абрамович. Глава СП назвал 15 мая “часом “Х” для Абрамовича”. В этот день президенту и парламенту будет доложено о результатах аудиторской проверки северного региона на предмет бюджетной дисциплины и использования региона в качестве внутреннего офшора.
Существенно, что точку зрения СП разделяет глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Аркадий Вольский. Он заявил, что палата проводит правильную проверку, а те, кто недоплатил в свое время, должны вернуть государству нечестно заработанные деньги. Вольский считает, что лучше всего сделать это через уплату налогов “из неправедно заработанной собственности” и направить эти большие деньги на борьбу с бедностью.
Вчера тему итогов приватизации прокомментировал министр финансов Алексей Кудрин, заявивший, что считает возможным проведение в России амнистии капиталов в ближайшие 4 года. По его словам, для этого бизнесмены должны проявить готовность следовать правилам, которые включают в себя выплату в полном объеме налогов и отказ олигархов от влияния на политику. Комментируя ситуацию вокруг ЮКОСа, глава Минфина отметил, что “многие бизнесмены решили стать более прозрачными и честными, чтобы быть защищенными от подобных действий правоохранительных органов”. Давно бы так.