На этой неделе АКБ «Возрождение» подал в Арбитражный суд г. Москвы три иска о взыскании с ОАО «Москвич» около 40 млн долларов долга. При самом оптимистичном для него развитии событий банк сможет вернуть долг только «натурой», а именно – большей частью оборудования, находящейся в собственности АЗЛК и оцениваемой как раз в 40 млн. Поскольку другие кредиторы также претендуют на оборудование автозавода и всем «пирога» не хватит, АКБ «Возрождение» пошел на хитрость и в настоящее время пытается вернуть свои деньги вне рамок банкротства. Хотя его иски о взыскании с автозавода 5,2 млн долл., 7,3 млн долл. и 25,2 млн долл. будут рассматриваться только начиная с 28 апреля 2004 г., уже 29 марта в качестве обеспечительной меры по искам банка был наложен арест на имущество автозавода. По словам юристов, с одной стороны, требования банка к «Москвичу» оплатить текущую задолженность обоснованны, с другой – наложение ограничений на имущество может происходить только в рамках процедуры банкротства, а сам арест имущества в пользу одного из кредиторов противоречит закону о банкротстве. Эту нестыковку вполне могут использовать другие кредиторы «Москвича» – главным образом, московские и федеральные власти. Поэтому шансы на то, что банку удастся вернуть свои кредиты, невелики.
В 1999-2000 гг., во время попытки реанимации «Москвича», автозавод нуждался в поставках двигателей Renault для автомобилей «Renault-Святогор», но собственных средств для этого у него не было. В итоге оплата поставок произошла за счет АКБ «Возрождение» (входит в тридцатку крупнейших российских банков), который стал крупным кредитором автозавода. Правда, в банке говорят, что тогда речь не шла о кредитах, которые «Москвич» брал у АКБ «Возрождение» напрямую. «В тот период выдавались не кредиты, а предоставлялись гарантии в виде аккредитивов и стенд-бай (альтернативный инструмент обеспечения выполнения условий по контракту. – RBC daily) французским банкам в рамках договоров на поставку двигателей Renault. Поэтому фактически речь шла о выполнении банком обязательств, которые взял на себя «Москвич», но не смог к этому времени выполнить. А затем началось переоформление документарного бизнеса уже собственно в кредиты на «Москвич»», – сказала RBC daily Людмила Гончарова, заместитель председателя правления банка «Возрождение».
В прошлом году автозавод «Москвич» был признан банкротом: его задолженность составляет на сегодня около 23,5 млрд руб. основного долга и 5,4 млрд руб. штрафов. В январе 2004 г. Московский арбитражный суд ввел на «Москвиче» внешнее управление сроком на 18 месяцев. А в феврале этого года банк «Возрождение» потребовал от предприятия погасить задолженность на сумму почти 40 млн долл., поскольку денежные средства не были возвращены ему в оговоренные сроки. «Наша задача – вернуть долг не имуществом предприятия, а в виде выданных кредитов», – говорит Людмила Гончарова. Тем не менее понятно, что предприятие, которое сегодня должно всем своим кредиторам и в виде штрафов уже порядка 30 млрд руб., сможет вернуть долг только «натурой». Это обстоятельство в банке также учли. Дело в том, что в качестве обеспечения кредитов, выданных банком автозаводу, выступала часть имущества завода, и 29 марта банк обратился в суд, который наложил арест на это имущество. По некоторым оценкам, под арестом оказалось около 70% оборудования завода. «В залог было взято оборудование, находящееся в собственности АЗЛК. Как считает независимая оценочная компания «СТК», к помощи которой мы обратились, стоимость заложенного имущества составляет приблизительно 40 млн долл.», – рассказала Людмила Гончарова.
В АКБ «Возрождение» считают, что у них есть реальная возможность стать собственниками оборудования «Москвича». «С судебно-юридической точки зрения, шансы на это, безусловно, есть», – считает заместитель председателя правления банка. Правда, на вопрос: «Когда вы рассчитываете вернуть причитающееся?» – в АКБ «Возрождение» не ответили, сообщив только, что все три иска банка будут рассмотрены в течение одного-двух месяцев. На вопрос, могут ли помешать другие кредиторы простаивающего автозавода, такие как Московский земельный комитет, «Мосэнерго» и др., которые стали кредиторами «Москвича» намного раньше банка и в принципе претендуют на то же самое имущество, в АКБ «Возрождение» реагируют оптимистично. «Мы не видим для этого никаких причин», – говорит Людмила Гончарова. Дело в том, что ранее генеральный директор «Москвича» Рубен Асатрян подписал дополнительное соглашение с банком, по которому кредит был признан бессрочным, то есть «до востребования». Собственно, на основании этого банк и потребовал через суд вернуть долги.
Тем не менее не исключено, что планы банка все-таки могут быть сорваны другими кредиторами автозавода-банкрота. Представители московских и федеральных властей пока что отказываются от комментариев. У арбитражного управляющего «Москвича» Александра Комарова в четверг комментарий на эту тему получить также не удалось. Тем не менее, по словам юристов, возможность оспорить действия банка «Возрождение» существует. Например, в группе компаний «ЮСТ», оказывающей юридические услуги, хотя и считают, что банк может предъявлять предприятию-банкроту к оплате требования по текущей задолженности и расчеты по ней должны происходить вне очереди, тем не менее отмечают, что наложение ограничений на имущество предприятия может происходить только в рамках процедуры банкротства. Поэтому сам арест имущества в пользу одного из кредиторов противоречит закону «О банкротстве». По оценкам аналитиков, именно это обстоятельство поможет другим кредиторам оспорить арест имущества «Москвича» банком «Возрождение» и, соответственно, сильно уменьшит шансы банка на возврат его денег.
Отдел компаний
Андрей Сердечнов, 16.04.2004