Компания "Российские железные дороги" пытается отсудить у межрегиональной налоговой инспекции N 6 около 3 млрд руб.
НДС на международные перевозки, начисленных за первые три месяца существования компании. В случае неудачи РЖД заставит экспедиторские компании либо собирать документы, обосновывающие нулевую ставку налога для РЖД, либо самим платить
НДС.
Как рассказали "Ведомостям" два сотрудника ОАО РЖД, межрегиональная налоговая инспекция N 6 Федеральной службы по налогам и сборам России доначислила компании около 3 млрд руб. НДС за международные перевозки в IV квартале 2003 г. Сотрудник инспекции N 6 подтвердил "Ведомостям", что в ходе налоговой проверки РЖД не были предоставлены документы, доказывающие обоснованность применения нулевой ставки НДС на экспортно-импортные перевозки. Поэтому инспекция начислила этот налог в полном объеме. Сумму недоплаты налоговики не называют, ссылаясь на налоговую тайну плательщика.
У налоговиков возникли претензии по следующей причине. Когда коммерческие перевозки осуществляло МПС, оно пользовалось упрощенным порядком оформления своего права на нулевую ставку НДС. Этот порядок определялся п. 5 ст. 165 Налогового кодекса. Как объясняет партнер компании "ФБК-право" Александр Сотов, железным дорогам было достаточно подтвердить две вещи: что груз перевезен за границу (железнодорожная накладная) и что деньги за перевозку получены (выписка из расчетного счета МПС). По словам Сотова, на ОАО РЖД, ставшее преемником МПС, упрощенный порядок не распространяется, поскольку министерство в схеме уже не фигурирует. Поэтому, чтобы получить право на нулевой НДС, компания должна, как и другие транспортные фирмы, предоставить более обширный комплект документов, включающий таможенные декларации.
РЖД, по словам собеседников "Ведомостей" в компании, не считает такой подход справедливым и оспорила его в арбитражном суде Москвы. В суде вчера получить комментарии и узнать дату слушания не удалось.
Вице-президент РЖД Федор Андреев называет проблему компании исключительно "бумажной". "Это не та ситуация, когда "Газпром" или "АЛРОСА" обвиняют в неуплате налогов. РЖД все налоги заплатила правильно, мы неправильно подложили бумажки [для обоснования нулевой ставки НДС], которые удовлетворяли бы налоговую. Но мы договорились с инспекцией, что эти документы представим в течение месяца. Это суть. А то, что мы подали иски, налоговая выставила инкассо, РЖД его заблокировал, - все это формальные процедуры", - уверяет Андреев.
Но экспедиторские фирмы так не считают. Вице-президент Ассоциации экспедиторов Сергей Лопарев говорит, что в начале апреля РЖД уведомила экспедиторские компании о необходимости предоставить грузовые таможенные декларации за октябрь 2003 - март 2004 г. для обоснования нулевой ставки НДС. "В случае непредоставления заверенных копий грузовых таможенных деклараций доначисление НДС на провозные платежи производится по установленным Налоговым кодексом ставкам в установленном порядке", - говорится в письме РЖД транспортникам. Гендиректор транспортной компании ТИС (Транссибирский интермодальный сервис) Борис Наумов считает, что фактически РЖД хочет переложить бремя уплаты НДС на экспедиторов. "Хотя перевозчиком выступает РЖД и обоснование нулевой ставки - это его обязанность. Откуда мы возьмем таможенную декларацию, когда везем груз из Китая по заказу иностранного клиента, а растаможивают его в Москве совсем другие люди? " - возмущается Наумов. Он говорит, что фактически железнодорожники грозятся списать не уплаченный ими НДС с авансовых счетов экспедиторов в Транскредитбанке. "Если они это сделают, экспедиторы разорятся", - жалуется Наумов.
Андреев из РЖД считает, что проблемы с обоснованием нулевой ставки НДС можно решить, предоставив РЖД статус спецэкспортера. А один из госчиновников, курирующих железнодорожную монополию, говорит, что надо внести поправки в Налоговый кодекс, чтобы порядок, применявшийся к МПС, теперь распространился и на РЖД.
Выручка РЖД (до октября - МПС) от грузовых перевозок в 2003 г. составила 467 млрд руб. Из 1,3 млрд т грузов внешнеторговые перевозки составили свыше 407 млн т, а внутригосударственные - свыше 864 млн т.