Впервые идея обложить металлургов дополнительной экспортной данью прозвучала около двух недель назад из уст главы Минфина Алексея Вьюгина. Но во вторник об этом заговорили как о деле почти решенном и чиновники Минэкономразвития.
И правительству, и производителям из других секторов экономики давно не дает покоя, что металлурги получают сверхприбыли и оставляют их себе.
За последний год автомобилестроители и прочие промышленники буквально закидали правительство жалобами на то, что металлурги душат их ценами на свою продукцию.
На металлургов пытались воздействовать через антимонопольное министерство, но пока безуспешно. Решение комиссии о том, что производители должны предоставлять госоргану отчеты о ценообразовании, вступит в силу только после того, как
Московский арбитражный суд рассмотрит дело. Предварительное слушание назначено на сегодня. Но как считает заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (бывший МАП) Андрей Цыганов, «эта судебная процедура будет носить длительный характер».
Теперь потребители предлагают другие меры воздействия на обидчиков: от замораживания цен на некоторые виды металлопродукции, до отмены импортных пошлин и жесткого квотирования экспорта российских производителей.
Но все это не совпадает с планами правительства, заинтересованного в пополнении госказны, тем более сейчас, когда цены на металлургическую продукцию на мировых рынках как никогда высокие.
Глава департамента по таможенному регулированию Минэкономразвития Андрей Кушнеренко считает, что урегулировать проблему проще всего, установив экспортную пошлину на вывоз некоторых видов металлопродукции. Ранее такая пошлина действовала, но была отменена в 2002 году в результате лоббирования металлургов.
Кушнеренко предлагает увеличивать пошлину пропорционально росту объемов экспортируемого товара. То есть правительство предлагает схему, аналогичную той, которую придумали для изъятия сверхприбылей у нефтяников.
Нефтяные эксперты полагают, что от уплаты пошлины (в отличие от налогов)невозможно уклониться. Именно поэтому нефтяные компании так недовольны. Но металлургов предложения правительства вовсе не смущают.
«Государство введет экспортную пошлину, а мы вместо 50% будем поставлять на внешний рынок 80%, поскольку такой объем экспорта восполнит потери от экспортной пошлины. Но на внутренние цены такие меры никак не повлияют, – считает источник «Газеты.Ru» на Магнитогорском металлургичсеком комбинате, – мы готовы согласиться на экспортные пошлины, но, в свою очередь, попросим правительство ограничить теми же пошлинами вывоз металлолома, железорудного сырья, коксующегося угля».
Разница в том, что металлурги, в отличие от нефтяников, не связаны по рукам и ногам монополией государства на транспортировку своей продукции. И взимать с них пошлины будет далеко не так просто.
Удивительно, но потребители металлургической продукции не понимают, что от повышения экспортных пошлин их жизнь вовсе не улучшится. А если объемы экспорта вырастут – то и ухудшится.
Что же касается металлургов, то они уже определилилсь с тактикой. Они заинтересованы в том, чтобы судебные разбирательства с антимонопольной службой, тянулись как можно дольше. Параллельно они будут всячески затягивать процесс принятия решений по введению экспортных пошлин. Источник в Российской ассоциации металлоторговцев (РАМТ) предположил, что пока длятся судебные слушания по делу ММК и «Северстали», рассматриваются новые «жалобы» потребителей в ФАС и другие инстанции, металлургические предприятия получат свои сверхприбыли, мировая конъюнктура цен изменится, цены автоматически понизятся, и вопрос будет исчерпан.
14 АПРЕЛЯ 09:40