Екатеринбургский парфюмерно-косметический концерн "Калина" требует от казанского завода "Нэфис-Косметикс" прекратить выпуск шампуней для девочек "Миленькая фея". По убеждению специалистов "Калины", эта продукция, появившаяся в продаже в начале марта, имитирует брэнд "Маленькая фея", принадлежащий "Калине" с середины 90-х.
Концерн "Калина" (Екатеринбург) - крупнейший отечественный производитель парфюмерии и косметики. В первом полугодии 2003 г. его оборот составил около $80 млн. "Нэфис-Косметикс" (Казань) - крупнейший российский производитель бытовой химии (брэнды Sorti, BiMax и AOS). Выручка за 2002 г. - 1,8 млрд руб. По данным агентства "КОМКОН", брэнд "Маленькая фея", принадлежащий "Калине" с 1995 г. , занимает в России 3-е место по популярности среди детских шампуней и кремов после Johnson Baby (Johnson & Johnson) и "Дракоши" (также принадлежит "Калине").
В конце прошлой недели "Калина" распространила заявление о намерении добиться запрета на производство детской косметики "Миленькая фея". Серию шампуней под этим названием недавно начал выпускать казанский "Нэфис-Косметикс". По мнению специалистов "Калины", "Миленькая фея" имитирует торговую марку "Маленькая фея": помимо похожего названия полностью повторяет ассортимент "Калины" и тоже оформлена в розовой гамме. Сергей Казанцев, пресс-секретарь "Калины", сообщил, что на этой неделе концерн направит в арбитражный суд иск против "Нэфис-Косметикс". В нем "Калина" потребует не только прекратить производство "Миленькой феи", но и взыскать с казанского завода компенсацию в размере "до 5 млн руб. ". Объем продаж серии "Маленькая фея" на "Калине" не называют, но стоимость своего брэнда оценивают в $5 млн. По данным маркетингового агентства "Старая крепость", в России производятся еще несколько похожих серий косметики для девочек, оформленных в розовой гамме, - "Моя принцесса", "Барби", "Принцесса".
"Нэфис" виноватым себя не считает. "Никаких официальных претензий от "Калины" в отношении выпуска серии "Миленькая фея" к нам не поступало", - заявила "Ведомостям" начальник юридического отдела предприятия Юлия Благиных. Она напоминает, что выводы о степени сходства торговых марок может делать только суд: "А пока это только личное мнение представителей "Калины".
Глава юридической фирмы "Усков и партнеры" Вадим Усков считает, что у "Калины" хорошие шансы выиграть иск. Однако пока громкие дела об имитации косметических брэндов в пользу истцов не заканчивались. В конце 2003 г. московский арбитраж отказал Procter & Gamble в требовании запретить компании "Торн Косметик" выпускать зубную пасту под брэндом Belamed (P&G принадлежит брэнд Blend-a-Med). На это решение юристы P&G подали кассацию. "Калина" пытается аннулировать в "Роспатенте" регистрацию еще одного брэнда "Торн Косметик" - "Кедровый бальзам". Сама "Калина" выпускает зубную пасту "Лесной бальзам".
Однако, рассказал Казанцев, юристы "Калины" в досудебном порядке добились от компании "Невская косметика" прекращения выпуска кремов под брэндом "Велюр", который зарегистрирован на "Калину". Теперь в Петербурге делают "Невский велюр".
"Имитируют брэнды [на рынке косметики] часто. Экономически это оправдано только в короткий промежуток времени. Всерьез развивать такой брэнд невозможно. Потребитель разберется и сделает выбор в пользу "настоящего" брэнда", - считает Андрей Малыгин, вице-президент "Старой крепости". По данным Малыгина, компании, чью продукцию имитируют, редко обращаются в суд: "Не все хотят тратить деньги и время. До суда доходит у тех, кто видит для своего раскрученного брэнда серьезную угрозу".