|
|
фото Сергей ПОМИНОВ |
|
На прошлой неделе богатейшего британского жителя Романа Абрамовича вдруг пробила ностальгия. Чукотский губернатор посетил Россию. Говорят, бизнесмен теперь ездит на Родину только по исключительным поводам. Например, накануне выборов сопровождал Владимира Путина в поездке в Хабаровск. И вот теперь — ЦСКА. Сразу после визита своего главного акционера «Сибнефть» объявила, что становится генеральным спонсором клуба ЦСКА и до 2006 года выплатит армейцам $54 млн. Говорят, таким образом Абрамович отреагировал на замечание Владимира Путина по поводу того, что российские толстосумы теперь завели моду ездить в Лондон на матчи подконтрольного Абрамовичу клуба английской премьер-лиги «Челси». «Они там «Калинку-малинку» перед матчами распевают, а мы тут в дерьме сидим». Раньше на причуды Абрамовича уже пенял Степашин: мол, на британский спортклуб деньги нашёл, а вот чукотским детям толком не помогает. А ещё губернатор! Но тогда Абрамович намекнул главе Счётной палаты, что считать дензнаки в его кармане не дело аудиторов. Чьё это дело, стало понятно позже. Президентское «фи» Абрамовичу совпало с другими неприятностями. Министерство по налогам и сборам (нынешняя Федеральная налоговая служба) предъявило «Сибнефти» претензии примерно на $1 млрд., а на Чукотку отправилась комиссия Счётной палаты — проверять правомерность расходования бюджетных средств в 2003—2004 годах. Масла в огонь подлила британская Financial Times. Газета сообщила, что бывший акционер «Сибнефти» ведёт переговоры о продаже компании с неким пулом иностранных энергетических концернов.
Появились версии, что Абрамович тоже попал под кремлёвский каток и срочно пытается продать свой последний крупный промышленный актив в России. Впрочем, другие аналитики считают, что до тех пор, пока Михаил Ходорковский и его команда не передадут свои акции ЮКОСа в пользу «питерского крыла» в Кремле, никто Абрамовича окончательно из России не отпустит. Владелец «Челси» якобы является связующим звеном между Кремлём и Ходорковским.
Игра на понижение
Напомним, что по поводу «развода» ЮКОСа и «Сибнефти» дела обстоят следующим образом. Формально говоря, акции «Сибнефти» до сих принадлежат ЮКОСу, имевшему неосторожность заплатить за 92,5% акций компании Абрамовича $3 млрд. Кроме денег ЮКОС намеревался передать бывшим акционерам «Сибнефти» 26% акций, выпущенных посредством дополнительной эмиссии. Однако аффилированные с Абрамовичем компании подали в Московский арбитражный суд иски, в результате которых 1 марта допэмиссия акций была признана незаконной. В обеспечение иска суд наложил арест на 57,5% акций «Сибнефти» (ещё 35% остались в собственности ЮКОСа) и 17,2% акций ЮКОСа. Получалось, что $3 млрд. уже в кармане Абрамовича, а у ЮКОСа так и нет контроля над «Сибнефтью». По словам представителей «Сибнефти», деньги они вернут после того, как ЮКОС отдаст им оставшиеся 20% акций «Сибнефти», а ещё 15% обменяет на старые акции ЮКОСа. Однако есть версии, что Абрамович будет затягивать сделку максимально долго. Чем дольше длится «развод», тем больше падает капитализация ЮКОСа. При этом капитализация «Сибнефти» растёт. А это означает, что деньги можно будет либо не отдавать вовсе, либо отдать значительно меньше положенного. К тому же действия «Сибнефти» играют на руку кремлёвским претендентам на контроль над ЮКОСом. По мнению директора Центра политической конъюнктуры Константина Симонова, цель оппонентов Ходорковского — уронить стоимость компании до такой степени, чтобы можно было забрать контрольный пакет акций ЮКОСа в обеспечение иска МНС. Напомним, что налоговики считают, что ЮКОС недоплатил в госбюджет более $5 млрд. «Для снижения капитализации ЮКОСа хороши любые информационные поводы, они будут вбрасываться в СМИ постоянно», — считает эксперт. В этом же русле Константин Симонов трактует недавнюю информацию о налоговом преследовании самой «Сибнефти».
Покупку «Челси» обеспечили инвалиды
В начале марта МНС предъявило «Сибнефти» претензии в размере около $1 млрд. Налоговики считают, что примерно на такую сумму нефтяная компания недоплатила налогов в 2000—2001 годах. «Сибнефть» экономила деньги, используя практически все популярные схемы оптимизации ставки налога на прибыль. Благодаря тому что нефтяные трейдеры, аффилированные с «Сибнефтью», были зарегистрированы в офшорных зонах на Чукотке и в Калмыкии, а среди работников офшоров непременно числились инвалиды, налог удавалось снизить с 35% до 5,5—10%. Вообще-то манипуляции «Сибнефти» уже проверяла Счётная палата. Аудиторы Сергея Степашина тогда с сожалением отмечали, что государство из-за действий «Сибнефти» потеряло огромные деньги, но придраться не к чему — всё в рамках закона. И Генпрокуратура в 2001 году пыталась завести против топ-менеджеров «Сибнефти» уголовное дело по статье «мошенничество», но закрыла его «за отсутствием состава преступления». Внезапно фискалы вспомнили о старой истории и направили в «Сибнефть» соответствующее письмо. По мнению Константина Симонова, налоговый наезд на «Сибнефть» «создаёт иллюзию честной игры, хотя на самом деле Абрамович уже давно обо всём договорился с силовой группировкой. Кроме того, не исключено, что силовики намекают чукотскому губернатору, что пора эффективнее добивать ЮКОС и передавать компанию государству». Кстати, срок давности по налоговым преступлениям «Сибнефти» в любом случае истекает 1 апреля, поэтому шансы налоговиков заставить «Сибнефть» расплатиться неочевидны.
Вперёд, Франция!
Затем FT со ссылкой на анонимные источники распространила информацию о том, что Абрамович, который после «развода» с ЮКОСом получит назад 92% акций «Сибнефти», ведёт переговоры о продаже половины своего пакета неким иностранным компаниям. Предположительно это англо-голландская Royal Dutch/Shell, американская ChevronTexaco и французская Total. Слухи о продаже «Сибнефти» возникают далеко не впервые. В начале прошлого года, ещё до известия о слиянии «Сибнефти» с ЮКОСом, аналитики говорили, что Абрамович ведёт переговоры с французской Total о продаже блокпакета акций «Сибнефти». Называлась даже цена — $3 млрд. Однако вместо французов Абрамович тогда предпочёл объединиться с Ходорковским.
Уже в начале этого года Wall Street Journal вернулась к теме иностранного покупателя акций «Сибнефти»: поскольку Ходорковский и Абрамович не могут договориться о «разводе», акции «Сибнефти» могут быть проданы третьей стороне, которая и возьмёт на себя роль арбитра в «бракоразводном» процессе. Среди вероятных покупателей назывались всё те же лица, за исключением того, что вместо Royal Dutch Shell фигурировала компания ExxonMobil.
Несмотря на то что в ближайшее время вряд ли можно ожидать вестей о появлении иностранных нефтяных концернов среди акционеров «Сибнефти», в перспективе подобное развитие событий вполне реально. Роман Абрамович, очевидно, охладел к российской промышленности и последовательно расстался со всем своим масштабным бизнесом в России. Компания Абрамовича Millhouse Capital продала Олегу Дерипаске 25% акций холдинга «Русал» и 37% акций «Руспромавто» (брэнд ГАЗ), а 26% акций «Аэрофлота» выкупил Национальный резервный банк. За всё своё добро чукотский губернатор выручил не менее $3 млрд. По мнению аналитика «Проспекта» Дмитрия Царегородцева, одним из главных кандидатов на покупку «Сибнефти» снова можно считать Total. «В начале прошлого года французы не были готовы к покупке российской компании, потому что испытывали финансовые проблемы, связанные с последствиями процесса слияния Total, Fina и Elf Aquitaine. Компания ExxonMobil вряд ли может стать покупателем, потому что она сейчас ориентируется на вложения в разработку Сахалинского шельфа, Shell переживает падение курса акций из-за снижения запасов на 20% после переоценки. А ChevronTexaco в основном перебрасывает капиталы из Северной Америки в Африку, Китай и на Ближний Восток. Я бы обратил внимание на азиатов — китайские CNPC, PetroChina, Cinopec и японские компании. Приобретение бизнеса «Сибнефти» даёт им возможность войти в цепочку, конечным звеном которой могут стать поставки нефти в Японию и Китай. К тому же «Сибнефть» владеет половиной «Славнефти», у которой есть лицензии на разработку месторождений в Юрубчено-Тохомской зоне (Красноярский край). А с точки зрения политического равновесия противовесом англосаксонскому капиталу ВР может стать всё-таки Total». Хотя аналитик уверен, что полпакета (46%) продать почти невозможно: «Это может быть либо блокпакет, либо контрольный. С точки зрения бухгалтерии отражать запасы приобретённой компании можно только у дочернего общества (более 51% акций). Зависимое общество, в котором от 25 до 51%, может быть отражено лишь в строке баланса «долгосрочные капиталовложения».
Народная любовь
С другой стороны, если Абрамович не сможет грамотно отпасовать ЮКОС своим партнёрам-силовикам, не исключено, что Федеральная налоговая служба заберёт у чукотского губернатора 57,5% акций «Сибнефти», арестованных по иску компаний, связанных с самим же Абрамовичем. Да и насчёт «Калинки» на лондонских играх «Челси» упрёк президента надо как-то учесть. Тогда, видимо, Абрамович на пару дней решил прервать безудержную скупку элитных британских особняков и звёздных игроков для своего «Челси» и отправился в Москву — помогать российскому спорту. Правда, в отличие от «Челси», на который, по подсчётам экспертов, потрачено не менее $0,5 миллиарда, ЦСКА получит в 10 раз меньше. Кроме того, памятуя о том, что на «родной» Чукотке высадился десант из Счётной палаты, окружной губернатор решил познакомить чукотских детей со своим лондонским бытом. В Великобританию отправились юные футболисты-чукчи, которые посмотрят на игру «Челси» и «Фулхэм». Туда же, видимо, отправятся и члены фан-клубов «Челси» из Чукотки и Омска. Говорят, эти клубы создавались вовсе не по указке пиарщиков Абрамовича. Народ из подконтрольных Абрамовичу регионов почему-то любит своего олигарха. Несмотря на то что, по приписываемому Путину выражению, «в дерьме сидит».