Офшорная структура «Сибнефти» решила бороться с нарушениями антимонопольного законодательства. Она считает, что прошлогодняя сделка по слиянию ЮКОСа и «Сибнефти» - это не что иное, как антимонопольный сговор. Если премьер Михаил Фрадков, который переподчинил себе антимонопольное ведомство, с этим согласится, бывший хозяин «Сибнефти» Роман Абрамович сможет вернуть свои активы, не выплачивая за них ЮКОСу 3 млрд. долларов.
За четыре дня до своего расформирования Министерство по антимонопольной политике (МАП) обнаружило сговор, который, по версии чиновников, произошел еще весной прошлого года. Тогда ЮКОС и «Сибнефть» объявили о планах создания объединенной компании. В середине августа прошлого года МАП сделку одобрил. В октябре ЮКОС получил 92% 'Сибнефти', а 'Сибнефть' - 3 млрд. долларов и 26,01% ЮКОСа. Теперь же у чиновников возникли вопросы.
Разбирательство началось по инициативе офшорной фирмы «Сибнефти» - Nimegan Traiding Ltd. Как пояснил агентству 'Интерфакс' источник, близкий к министерству, именно она подала заявление в МАП. Как следует из документа, фирма считает сговором то, что договоренности между акционерами ЮКОСа и «Сибнефти» о слиянии были достигнуты до того, как их одобрило антимонопольное министерство.
В МАП не уточняют, за что именно ЮКОС и «Сибнефть» заподозрили в сговоре. Подробно чиновники расскажут об этом сегодня, а по существу это дело будет рассматриваться 25 марта.
Сотрудники расформированного министерства дают понять, что если закон и был нарушен, то еще до того, как МАП одобрило слияние ЮКОСа и «Сибнефти», а значит, формально претензий к сделке быть не должно. Однако, как пояснил ГАЗЕТЕ юрист, специализирующийся на антимонопольных разбирательствах, если МАП придет к выводу, что сговор все-таки был, министерство должно выдать предписание об устранении допущенных нарушений. Если они не будут устранены в установленный чиновниками срок, дело передадут в суд.
Собеседник ГАЗЕТЫ не исключает, что в данном случае могут быть опротестованы действия по подготовке к слиянию. Так, примерно за месяц до того как МАП одобрил объединение компаний, ЮКОС объявил о выкупе с рынка 10% своих акций, а в начале сентября прошлого года 20% «Сибнефти» перешли под залог к ЮКОСу. Если эти действия будут признаны незаконными, вне закона, по сути, окажется и само создание «ЮкосСибнефти».
Офшор «Сибнефти» уже не первый раз пытается оспорить объединение с ЮКОСом. В начале марта
Арбитражный суд Москвы по иску Nimegan Traiding Ltd. признал, что 57,5% «Сибнефти» ЮКОС получил с нарушением закона. В ЮКОСе это решение собирались обжаловать. В противном случае прежние владельцы «Сибнефти» смогут вернуть себе эти акции, а у ЮКОСа останется лишь 34,5% этой компании.
Если же Nimegan Traiding Ltd. победит и теперь, ЮКОС может лишиться даже этих акций. Причем вернуть заплаченные за акции «Сибнефти» 3 млрд. долларов ЮКОСу будет не просто - вряд ли чиновники сочтут, что это имеет отношение к антимонопольному сговору. На фоне застопорившихся переговоров о 'разводе' такая перспектива может оказаться для 'Сибнефти' кстати.
В самой 'Сибнефти' ситуацию со сговором не комментируют. Представители ЮКОСА говорят, что претензии бывшего МАП очень путаные и сейчас с ними работают юристы.
Аналитик «Велес Капитала» Михаил Зак не исключает, что именно нежелание 'Сибнефти' платить и было целью офшора. Он напомнил, что 28 марта в «Сибнефти» на внеочередном собрании акционеров ЮКОС может сменить ее совет директоров и поправить устав. В этом случае не усидят и менеджеры «Сибнефти». Остальное - дело техники. При желании за несколько месяцев ЮКОС может получить от «Сибнефти» куда больше, чем 3 млрд. долларов. Например, переоформить ее активы на другие компании. Правда, времени на это теперь может не хватить.
Разбираться со сговором предстоит новому руководителю антимонопольного ведомства - Игорю Артемьеву, который, по его словам, пришел в правительство в качестве члена партии 'Яблоко'. Интересно, что финансовую поддержку 'яблочникам' оказывают акционеры ЮКОСа, о чем они сами заявляли. Впрочем, последнее слово в этом деле будет принадлежать не Игорю Артемьеву, а премьер-министру Михаилу Фрадкову, который в новом правительстве непосредственно курирует антимонопольную службу.