Группа 'СОК' отказалась стать стратегическим инвестором обанкротившегося автозавода 'Москвич'. Но чиновники не теряют надежды спасти завод. Теперь они рассматривают вариант передачи активов 'Москвича' другому столичному автозаводу - ЗиЛу.
'Москвич' был признан банкротом в прошлом году. Но выпуск машин предприятие прекратило еще в 2001 г. В январе Московский арбитражный суд ввел на 'Москвиче' внешнее управление сроком на 18 месяцев. Задолженность автозавода составляет около 23,5 млрд руб. основного долга и 5,4 млрд руб. штрафов.
В группу 'СОК' входит более 40 разнопрофильных предприятий, в том числе автосборочные производства ('ИжАвто', 'РосЛада'), производители автокомплектующих ('Пластик', 'ВАЗинтерСервис'), автоторговые компании и предприятия машиностроения. В 2003 г. выручка группы составила около $1,5 млрд.
Еще несколько лет назад 'Москвичом' интересовался холдинг 'Руспромавто'. Год назад его представители объявили об отказе инвестировать в восстановление производства на предприятии. Однако тогда же стало известно, что заводом интересуется самарская группа 'СОК'. Однако и она недолго претендовала на управление 'Москвичом'.
Об отказе 'СОКа' спасать 'Москвич' заявил гендиректор группы Александр Соловьев на конференции, организованной Институтом Адама Смита. 'У нас нет четких планов по восстановлению работы этого завода, - заявил он. - Мы не знаем, что мы сможем на этом заработать, учитывая огромные долги 'Москвича' и его техническое состояние'. Арбитражный управляющий 'Москвича' Александр Комаров впервые услышал об отказе 'СОКа' инвестировать в 'Москвич' от корреспондента 'Ведомостей'. 'Группа 'СОК' была одним из основных претендентов на место стратегического партнера 'Москвича' с конца 2002 г. ', - напоминает он. Других возможных партнеров предприятия Комаров не назвал. Впрочем, он отметил, что варианты реструктуризации предприятия будут рассматриваться на собрании кредиторов 26 марта, на котором планируется принять план внешнего управления.
Но председатель наблюдательного совета 'Москвича' Александр Бородин, представляющий основного собственника завода - Федеральное агентство по управлению имуществом, известию об отказе 'СОКа' от санации 'Москвича' не был удивлен. Он заявил 'Ведомостям', что группа к нему с предложениями по 'Москвичу' никогда не обращалась. 'Я уверен, что стратегического инвестора для автозавода найти удастся', - отмечает он. Имеются ли сейчас таковые, он говорить не стал. Источник, знакомый с ситуацией на 'Москвиче', утверждает, что правительство Москвы готово забрать активы автозавода. По его словам, оно выступает за выкуп их другим московским предприятием - ЗиЛом.
Комаров не стал отрицать намерений ЗиЛа купить производственные мощности 'Москвича'. Источник, знакомый с деталями переговоров, сообщил, что в качестве основного варианта реструктуризации 'Москвича' рассматривается покупка активов завода Московской автомобильной компанией, которая управляет ЗиЛом. С владельцем этой компании - предпринимателем Григорием Лучанским вчера связаться не удалось.
На ЗиЛе от официальных комментариев по вопросу покупки 'Москвича' отказались. Источник, близкий к руководству предприятия, сообщил, что предложений о покупке активов 'Москвича' ЗиЛ не получал. Впрочем, он не исключил возможности покупки активов 'Москвича', если того захочет столичная мэрия. 'Но производственной необходимости в этом я не вижу', - добавил собеседник 'Ведомостей'. В московском правительстве ситуацию на 'Москвиче' вчера также комментировать отказались.
Аналитики оптимизма чиновников не разделяют. 'СОК' был практически единственным потенциальным инвестором, который мог бы восстановить работу на 'Москвиче', - отмечает Александр Агибалов из 'Атона'. - Теперь 'Москвич' может рассматриваться покупателями только в качестве владельца недвижимости и земли в Москве'.