17 марта 2004 года Арбитражный суд Москвы перенес на 19 марта рассмотрение иска ООО "Спецпроектинвест" о признании недействительным решения совета директоров ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" от 20 января 2004 года о недопущении ООО к участию в конкурсе на управление аэропортом.
Как выяснилось на судебном заседании, в данный момент стороны рассматривают возможность мирного урегулирования проблемы, ставшей причиной обращения в суд. Будет ли это мировое соглашение или отзыв искового заявления, пока неизвестно. Для уточнения сторонами вновь открывшийся обстоятельств в заседании по делу и был назначен перерыв до пятницы.
Напомним, что 26 января сего года суд уже вынес определение о принятии обеспечительных мер по иску "Спецпроектинвеста" и обязал АО "Шереметьево" приостановить все конкурсные процедуры по отбору оператора аэропорта.
В принятии участия в конкурсе были заинтересованы 5 крупнейших компаний: ОАО "Альфа-Шереметьево" (учредитель - "Альфа-Эко"), ООО "Интер-терминал" (учредители – "Аэрофлот", Национальный резервный банк и французская компания Vinci), ООО "Спецпроектинвест" (учредители – "Руснефтегаз", "Волганефтепром", "Межпромбанк", "Ингосстрах", "Газстройнефтеструктура" и др.), а также ООО "Управляющая компания "Имбера" (учредитель – ЗАО "Газавтозапчасти" и ЗАО "Ваша правовая защита") и компания "Балтстрах-М".
По условиям тендера, фирма-участник должна быть зарегистрирована на территории России, иметь не менее 15 млрд. руб. собственных средств (с учетом материнской компании) и не менее 60 млрд. руб. активов. Заметим, что требования эти – достаточно жесткие в финансовом плане, при этом, по информации "Ведомостей", наличие опыта управления подобными объектами не было анонсировано в качестве обязательного условия. Во-вторых, из числа претендентов на управление аэропортом автоматически исключались все иностранные компании.
Из всех потенциальных конкурсантов ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" допустил к участию в конкурсе только две компании – "Альфа-Шереметьево" и "Интер-терминал". По версии устроителей конкурса ООО "Спецпроектинвест" остался за бортом из-за несоответствия требованиям по активам банка-гаранта. Одним из учредителей ООО являлся "Межпромбанк", который и взял на себя оформление гарантийных обязательств. Его же на предыдущих судебных заседаниях по делу представители истца ходатайствовали привлечь к участию в процессе, как третье лицо без самостоятельных требований, однако ходатайство было отклонено.
Заметим, что юристы "Спецпроектинвеста" узнав о результатах отбора, подали судебный иск, и в день подведения итогов конкурса – 28 января, руководство "Шереметьево" получило судебное постановление, обязывающее его еще раз рассмотреть заявку "Спецпроектинвеста". Постановление было вынесено на основании исполнительного листа, выданного мировым судьей третьего судебного участка Новосибирска. Судебный акт был вынесен по иску физического лица - соучредителя "Спецпроектинвеста". Однако, руководство Шереметьево в тот же день решило оспорить это постановление в Арбитражном суде Москвы, что позволило подвести итоги конкурса. Юристы "Шереметьево" успели подать встречный иск с требованием приостановить решение новосибирского суда. Победительницей на 28 января стала компания "Альфа-Шереметьево". Тогда "Спецпроектинвест" обратился в арбитражный суд с тем, чтобы итоги отбора претендентов, допущенных на участие в конкурсе на управление аэропортом.
Однако, до вынесения Арбитражным судом Москвы решения по иску ООО "Спецпроектинвест" все конкурсные процедуры должны быть приостановлены.
Между тем вторым обиженным претендентом, как сказано выше, стал "Аэрофлот", который подумывает о внесудебном способе решения проблемы с проигрышем выгодного тендера. Он уже озвучил свое намерение передислоцироваться из Шереметьево в Домодедово, однако, дальнейших действий во исполнение угрозы пока не последовало.
Руководители "Шереметьево" считают этот переезд экономически нецелесообразным для "Аэрофлота". Специалисты же утверждают, что все зависит от того, что будет построено раньше – третий терминал в Шереметьево или "Домодедово-2". Стоимость строительства третьего терминала оценивается в $300 млн. А модернизация второго терминала примерно в $150 млн.
Справка: — 100% акций ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) принадлежат государству, а сам аэропорт входит в число 66 стратегически важных предприятий. Указания по обсуждению и голосованию по важнейшим вопросам на заседании совета директоров аэропорта дают представителям государства - лично премьер-министр либо его заместители по его директиве и доверенности. Доля МАШ на рынке пассажирских перевозок на международных авиалиниях России превышает 50%. Пропускная способность двух терминалов аэропорта ("Шереметьево-1" и "Шереметьево-2") - 9 млн. пассажиров в год. Однако вопрос о расширении технических мощностей по приему и отправке самолетов уже давно стоит на повестке дня, так как реальная годовая нагрузка аэропорта - 11 млн. человек. По мнению экспертов к 2020 году может достигнуть 19 млн. человек.