Виктор Мясников, Владимир Мухин, Владислав Крамар
|
|
|
|
|
|
Борису Алешину, возглавившему Федеральное агентство по промышленности, есть над чем задуматься. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
|
Новый кабинет министров отражает новые веяния в построении системы безопасности государства. Все силовые структуры напрямую подчинены президенту - четыре министерства (МВД, МЧС, Минобороны, Минюст) и федеральные службы (ФСБ, СВР, ФСО). Непосредственно премьеру Михаилу Фрадкову подчинены только 9 министерств.
Особенно укрупнилось Министерство обороны, во главе которого остался Сергей Иванов. Подтвердились ожидания посетителей электронного сайта "НВО", большинство которых в предварительном интернет-опросе отдало предпочтение прежнему министру. По госассигнованиям военное ведомство превзошло все другие министерства. Новый премьер выделил для военных более 320 млрд. рублей, на второй позиции - МВД с бюджетом более 100 млрд. рублей.
Минобороны прибавило в размерах за счет влившихся в него Железнодорожных войск. Стал подведомственной структурой Спецстрой. И даже Минатом в той части, что относится к ядерному оборонному комплексу, тоже оказался "под Сергеем Ивановым". И это вызывает тревогу, поскольку по управленческой логике непродуктивно технологически развитую структуру подчинять менее технологически развитой.
Остальная часть упраздненного Минатома - Федеральное агентство по атомной энергии оказалась в сфере влияния Министерства промышленности и энергетики. В это же ведомство передали российское ОПК, упразднив четыре оборонных агентства - Российское агентство по обычным вооружения (РАВ), Российское агентство по системам управления (РАСУ), Россудосстроение и Росбоеприпасы. Росавиакосмос оказался разъят на Федеральное космическое агентство и авиационный сектор, который вместе с четырьмя упраздненными агентствами вошел в Федеральное агентство по промышленности.
При таком раскладе реализуются давние чаяния капитанов ОПК. Директора оборонных предприятий давно говорили о необходимости восстановления Министерства оборонной промышленности, которое защищало бы их интересы, координировало деятельность производителей оружия. "Очевидно, будут созданы отраслевые департаменты или управления, как это было прежде, - на условиях анонимности сообщил корреспонденту "НВО" ответственный сотрудник одного из бывших оборонных агентств. - В те времена органы управления оказывали большую поддержку предприятиям, поскольку в них работали не просто специалисты, а крупные величины, отслеживавшие производство от "а" до "я". В новом министерстве предусмотрена штатная численность 121 человек. В департаментах достаточно было бы человек по 40-50, и пусть вкалывают. Главное, чтобы люди были компетентные. Думаю, все будет правильно и четко. И создание интегрированных вертикальных структур (холдингов) пойдет с ускорением".
Президент ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" Виктор Чуйко также отмечает, что была утеряна система подготовки управленческого аппарата. По его мнению, в Управлении двигателестроения Росавиакосмоса работали хорошие специалисты, но отсутствовали люди с серьезным опытом работы в моторных ОКБ и заводах.
Сейчас появилась возможность восстановить положительно зарекомендовавшую себя систему. А возникновение департамента авиастроения может снять вопрос о создании национальной авиастроительной компании, где решающую роль играл бы частный капитал.
Среди упраздненных ведомств оказалась Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротствам. Для многих директоров "оборонки" это по-настоящему радостная весть. Ведь, несмотря на рост производства, ситуация в ОПК оставалась тяжелой. Как заявил на расширенной коллегии РАВ 3 марта гендиректор агентства, теперь уже бывший, Александр Ноздрачев, "из 127 предприятий отрасли 37% имеют все основания быть обанкроченными, еще у 32% - неустойчивое финансовое положение". С начала года только в Арбитражном суде Москвы пять таких дел. Даже стратегические предприятия могли быть ликвидированы с помощью этой госструктуры. Например, с трудом удалось спасти от банкротства и захвата коммерческими структурами ФГУП "Завод им. Морозова" в Ленинградской области, производящий твердое топливо для баллистических ракет.
Новая структура управления имеет все шансы придать толчок реформированию ОПК и будет способствовать вооружению армии новейшими образцами боевой техники. Как заметил в беседе с корреспондентом "НВО" Николай Никитин, бывший гендиректор РСК "МиГ": "Достаточно сказать, что военные бюджеты России и Индии примерно равны, но Индия закупает новейшее вооружение, включая авианосцы, а в России объявляется крупным достижением закупка 14 танков Т-90".
* * *
Если вспомнить осень прошлого года, то вхождение в состав ВС РФ желдорвойск и подразделений Спецстроя - вполне ожидаемый акт. Это предложение министра обороны Сергея Иванова президент Владимир Путин одобрил еще в ноябре 2002 года при подведении итогов боевой учебы войск, и все только ждали, когда это произойдет. Таким образом, штатная численность ВС РФ подросла уже как минимум на 100 тыс. человек или почти на 10%. Именно такое количество людей гражданского персонала и военнослужащих составляют вошедшие в состав МО РФ службы. Хотя по бюджету это более весомая прибавка. Ведь строительство - это самый финансовоемкий сегмент экономики страны. Желдорвойска строят и ремонтируют рельсовые пути и почти полностью зависят от оборонзаказа, который гарантирован государством. То же самое подразделения Спецстроя. Они возводят, как известно, космодромы, стартовые площадки баллистических ракет, АЭС, оборонные предприятия и другие спецобъекты, связанные с обороной и безопасностью государства, и полностью им финансируются. Это очень большие деньги.