Впервые скандал возник в 2001 году, когда выяснилось, что гендиректор «Енисейнефтегаза» (ЕНГ) Евгений Жуйков втайне от совета директоров компании и ее владельца ЮКОСа продал 21% «дочки» ЕНГ – ООО «Енисейнефть» – «Союзнефтегазу» (компания экс-министра топлива и энергетики РФ Юрия Шафраника).
Акции были проданы за $1 тыс., тогда как стоимость их оценивается не менее $3 млн. Тем не менее «Союзнефтегазу» не удалось установить контроль над ЕНГ и «Енисейнефтью», поскольку ЮКОС сместил Жуйкова с поста директора ЕНГ. Вскоре «Роснефть» объединилась с «Союзнефтегазом» в борьбе за ЕНГ и лицензию на Ванкорское месторождение. Так, «Роснефть» приобрела в апреле 2003 года Anglo-Siberian Oil Company (ASOC, Великобритания) и расторгла сделку ASOC о продаже 19,76% ЕНГ структуре ЮКОСа – офшору Maastrade Limited. Акции были переведены обратно на счета ASOC.
Однако в июне 2003 года, накануне годового собрания «Енисейнефтегаза» по иску ЮКОСа, согласно определения Прикубанского райсуда Краснодара, 19,76% акций ЕНГ были списаны со счетов ASOC в пользу Maastrade. Это нарушило планы «Роснефти» и «Союзнефтегаза» на годовом собрании «Енисейнефтегаза» вернуть на пост главы компании смещенного ЮКОСом Жуйкова, а заодно и контроль над компанией.
После этого ЮКОС начал проигрывать. В начале 2004 года
арбитражный суд Москвы подтвердил незаконность списания 19,76% акций ЕНГ со счета ASOC в июне 2003 года на счета Maastrade. Апелляционная инстанция также подтвердила право собственности ASOC на акции ЕНГ. 4 марта арбитражный суд Красноярского края признал незаконной передачу функций исполнительного органа ОАО «Енисейнефтегаз» управляющей компании ООО «ЦПУ Самара» («дочка» ЮКОСа).
«Союзнефтегаз», комментируя решения арбитражного суда Красноярского края, поспешил заявить, что «после возврата ASOC пакета акций "Енисейнефтегаза" компания "Роснефть" и группа "Союзнефтегаз" будут обладать большим пакетом акций, чем ЮКОС, что может привести либо к смене руководства ОАО, либо к разделу компании в зависимости от намерений главных акционеров».
Как заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин, «решение суда мы будем опротестовывать, но пока на работу компании в настоящий момент это никак не повлияет. Что касается возможного оспаривания сделок, то что-то сказать можно будет, если такие иски появятся. Судебных разбирательств хватит лет на пять».
11 МАРТА 13:26