|
|
|
|
|
|
На то, чтобы окончательно справиться с огнем, пожарным потребовалось более семи часов. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
|
Пожар, охвативший в ночь на четверг здание Московского арбитражного суда, уничтожил вместе с двумя этажами и чердаком старинного строения самое ценное, что здесь находилось, – архив, включающий кроме прочего не менее 100 дел о банкротстве. А то, что не уничтожил огонь, погубила вода пожарных, поэтому масштабы последствий происшедшего, как уже ясно, окажутся гораздо более крупными. Такого ЧП российская судебная система еще не знала. Вчера, сразу же, как только пожарные разрешили следователям пройти в выгоревшие помещения, началось выяснение главного вопроса – не был ли столь разрушительный пожар следствием умышленного поджога? Начальник УГПС Москвы Виктор Климкин в интервью Интерфаксу высказал мнение, что причиной возгорания мог стать невыключенный электроприбор или непотушенный окурок, и версию поджога исключил. Однако окончательный вывод сделают специалисты испытательной пожарной лаборатории ГУГПС МЧС России, которые сейчас работают на пепелище. Но каким бы он ни был, налицо тот факт, что арбитражное судопроизводство в Москве на неопределенное время парализовано.
Весть о пожаре в Арбитражном суде Москвы подняла на ноги не только все оперативные службы столицы, но и власти города. На Новую Басманную, где вовсю полыхало здание арбитража, приехали зампрефекта Центрального округа Москвы Алексей Садиков, начальник Главного управления государственной противопожарной службы МЧС РФ Александр Чуприянов, начальник УГПС Москвы Виктор Климкин, зампрокурора города Сергей Борисов, замначальника столичного ГУВД Валерий Карнаухов и замначальника управления ГИБДД Родионов.
Случившееся стало, без сомнения, шоком для руководства Московского арбитражного суда. Это было видно и по состоянию Аллы Большовой, бессменного (с 1981 года) главы городского арбитражного ведомства. Большова приехала на место происшествия в самый разгар пожара – в первом часу ночи. В удлиненной темно-коричневой куртке, брюках и без головного убора, она беспрепятственно миновала оцепление и быстро прошла к оперативному штабу, развернутому под открытым небом около церкви Святых Апостолов Петра и Павла. Здесь председатель пробыла почти до рассвета. Большова выглядела подавленной и с журналистами разговаривать не стала.
Московский арбитражный суд – огромный и сложный механизм судопроизводства, структурированный на множество подразделений. Достаточно сказать, что телефонный справочник этого ведомства включает около 130 номеров. И это единственный в столице суд, который доставляет столько хлопот городским экстренным службам. Как никакому другому, ему постоянно грозят телефонные террористы. Иногда звонки с сообщениями о заложенных в суде бомбах поступают на пульт «02» не реже, чем раз в неделю. Срываются заседания, откладываются дела, по этажам бегают кинологи с собаками и сотрудники ФСБ. Проверяются все восемь этажей огромного дома, на каждом из которых есть помещения арбитража. Кто и зачем дезорганизует суд, ни в одном из таких случаев установить так и не удалось. Но поводы могли найтись у кого угодно: ежедневно здесь слушается по нескольку дел, субъекты которых предъявляют друг другу претензии «весом» в сотни тысяч и миллионы долларов. Принятие решения в ту или иную пользу может стоить проигравшему места на рынке. Это обусловливает и то положение, в котором находятся судьи. В последние дни здесь решалось сразу несколько резонансных дел с участием крупных российских компаний.
Драматические события той ночи начали разворачиваться в 21.06, когда на пульт дежурного УГПС поступил звонок о пожаре на Новой Басманной. Между тем, по данным «НГ», пожар возник еще в семь вечера. Почувствовав запах гари, охрана суда и офисов в течение почти двух часов искала очаг возгорания, а затем пыталась погасить пламя собственными силами. К моменту прибытия первых пожарных огонь полыхал на 7-м и 8-м этажах и чердаке. Зарево освещало весь район, а клубы дыма и сполохи были видны еще на подъездах к суду, в том числе с Садового кольца. Вскоре весь район огласил неумолчный гул гидрантов – пожарные открыли и задействовали все колодцы. Через улицы протянулись десятки шлангов и пожарных рукавов. Ближе к полуночи все переулки вблизи арбитража являли собой стремительные водяные потоки, а редким ночным прохожим приходилось добираться до дома по щиколотку в воде. Всего на Новой Басманной в ту ночь работали 39 пожарных расчетов, а также наряды милиции и бригады Центроспаса.
Как сообщил корреспонденту «НГ» замначальника пресс-службы УГПС Москвы Евгений Бобылев, «третий номер сложности был присвоен пожару в 21.52». К этому времени у здания 1908 года постройки полыхала почти половина крыши, сгорел весь чердак, и языки пламени вырывались с трех верхних этажей. Пламя охватило более полутора тысяч квадратных метров здания. «Борьба с огнем велась из семи участков, – рассказал Евгений Бобылев. – По периметру выставили 4 коленчатых подъемника и 8 механических автолестниц. С их помощью вскрывали снаружи кровлю и поливали обрешетник и чердак». По словам выходивших из горевшего суда пожарных, немало хлопот доставили выбитые стекла верхних этажей – «создавалась тяга». Клубы дыма и искры вырывались наружу, обволакивая маковку стоящей прямо напротив церкви святых Апостолов Петра и Павла. Ближе к утру стало известно, что огонь уничтожил часть судебной документации (около ста дел), хранившейся в чердачных помещениях архива и на столах сотрудников департамента по банкротству. «Какую-то часть материалов успели вынести сотрудники охраны, – рассказал «НГ» Александр Чуприянов. – Остальные файлы эвакуировали пожарные».
До вчерашнего вечера ни прокуратура, ни милиция не приняли решения о возбуждении уголовного дела. «Пока идет проверка, – сообщили «НГ» источники в Мосгорпрокуратуре. – Скорее всего будет возбуждено дело по «милицейской» 168-й статье УК (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности. – «НГ»)».
По имеющейся к настоящему времени информации, очаг возгорания находился на седьмом этаже, в одном из помещений, арендуемом коммерческой структурой. Известно, что сейчас значительное число площадей 8-этажного здания суда отдано в наем. К примеру, находящаяся на втором этаже «Гектор Компани» специализируется на реализации расходных материалов. А фирма «Перо плюс» предоставляет полиграфические и интернет-услуги. В соседнем крыле здания на шестом этаже – один из офисов крупной столичной риелторской компании «Бест-недвижимость».
ПОЖАРЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И СУДЕБНЫХ ВЕДОМСТВАХ
10 февраля 1999 г. Самара. Крупный пожар в здании УВД Самарской области. Погибли 57 человек, около 250 пострадали.
16 марта 1999 г. Москва. На Бутырской улице загорелось здание криминальной милиции Северо-Восточного административного округа и Тимирязевской районной прокуратуры. Выгорело 200 кв. м площади. Пострадавших нет.
23 февраля 2000 г. Кемерово. В здании городской прокуратуры и суда вспыхнул пожар. Погибли пять человек. Трое были госпитализированы.
17 апреля 2002 г. Иркутск. Пожар в здании УВД Ленинского округа. Пострадали три сотрудника милиции.
7 августа 2002 г. Тюмень. Пожар в здании Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа на улице Ленина. Пострадавших нет.
22 ноября 2002 г. Санкт-Петербург. Пожар в здании Кировского районного федерального суда на улице Маршала Говорова. Выгорело более 300 кв. метров площади. 65 человек были эвакуированы.
7 марта 2003 г. Красноярск. Крупный пожар в здании Красноярского краевого суда. Полностью выгорело два этажа. Пострадали пять человек.
15 марта 2003 г. Якутск. Крупный пожар в здании республиканского УВД. Три человека погибли.
18 июня 2003 г. Красноярск. Пожар в здании Сибирского УВД на транспорте. Пострадали три человека.
22 октября 2003 г. Нижний Новгород. Пожар в здании УВД Нижегородского района. Выгорело 130 метров площади. Жертв и пострадавших нет.
9 февраля 2004 г. Волгоград. Сгорело здание Волгоградского федерального районного суда на Советском проспекте.