– Многие юристы считают, что обвинения Генпрокуратуры против Ходорковского и Лебедева бездоказательны. Помогут ли обвинения, выдвинутые против Малина, доказать их вину?
– Насколько мне известно, обвинения Генпрокуратуры против ЮКОСа высосаны из пальца. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из публичных заявлений адвокатов и прокуроров за то время, пока длится следствие. Ходорковскому и Лебедеву инкриминируется хищение акций ОАО «Апатит». Понятно, что без участия и без помощи самих чиновников такое обвинение будет сложно доказать, поскольку конкурс на 20% акций объявлялся и проводился как раз структурами РФФИ.
– А если господин Малин в конце концов откажется помогать следствию?
– Ну, тогда его можно будет процессуально наказать за сам отказ от сотрудничества со следствием и применить по отношению к нему более жесткие санкции. На самом же деле все первоначальные обвинения против ЮКОСа как раз и строились на незаконной перепродаже акций «Апатита» третьим лицам. Хотя буквально накануне «наезда» Генпрокуратуры на ЮКОС арбитражный суд Москвы зафиксировал в своем решении отсутствие у истцов и ответчиков по делу взаимных претензий.
– Впервые за все время следствия в качестве обвиняемого к делу привлечен представитель государственной власти, федеральный чиновник. Означает ли это, что центр тяжести всех обвинений переместится теперь в сторону чиновников?
– Это обычная практика обвинения, заимствованная из советских времен. Если что-то похищено из казны, значит в этом принимали участие сами чиновники, как раз и призванные охранять казну от расхитителей. Крайним в этом случае может оказаться РФФИ, не обеспечивший выполнения условий конкурса по продаже 20% акций «Апатита» – инвестиции в размере 280 млн долларов. Но 280 млн долларов, как мне представляется, трудно считать в этом случае ущербом, нанесенным казне. К тому же именно РФФИ в течение нескольких лет боролось за возвращение государству 20-процентного пакета. Об окончании спора по акциям в свое время докладывал президенту страны генпрокурор Владимир Устинов.
– Кто может быть следующим обвиняемым по делу из числа чиновников?
– Предполагать можно все что угодно, в том числе и привлечение к ответственности арбитражного судьи.