В деле "ЮКОСа" появился первый обвиняемый госчиновник. Вскоре после отставки правительства Генпрокуратура предъявила обвинения председателю Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Владимиру Малину. Следователи считают, что ему не следовало идти на мировую с МЕНАТЕПом и соглашаться на компенсацию в $15 млн за акции "Апатита".
Как сообщил "Ведомостям" сотрудник управления информации Генпрокуратуры, обвинение было предъявлено Малину в Генпрокуратуре во время допроса, начавшегося в пятницу утром. Чиновника допрашивали до самого вечера и отпустили под подписку о невыезде. Также прокуроры направили ходатайства в суд и в правительство об отстранении Малина от должности в РФФИ до окончания следствия. Источник "Ведомостей", близкий к РФФИ, говорит, что обыск в офисе у Малина следователи провели еще в четверг. Сам Владимир Малин отказался от комментариев.
Первый раз председателя РФФИ, его заместителя Владимира Вдовина и замначальника одного из управлений РФФИ Бориса Удова допросили как свидетелей по делу "Апатита" еще в июле. Теперь Малина обвиняют по ст. 286 ч. 3 УК России ( "превышение служебных полномочий с причинением тяжких последствий") , наказание по которой составляет от 3 до 10 лет лишения свободы. Обвиняемыми по делу "Апатита" являются также совладельцы Group Menatep Платон Лебедев, Михаил Ходорковский и Михаил Брудно. Следствие считает, что Лебедев и Ходорковский контролировали ЗАО "Волна", которое в июле 1994 г. выиграло на инвестиционном конкурсе 20% акций АО "Апатит", обязавшись инвестировать в него около $283 млн под гарантии банка МЕНАТЕП. Инвестиционная программа не была выполнена и весной 1998 г. Московский арбитражный суд постановил вернуть акции "Апатита" государству, но "Волна" уже продала их нескольким другим фирмам.
Поэтому осенью 2002 г. РФФИ решил взыскать с "Волны" убытки, понесенные государством из-за невозврата акций. Привлеченная фондом компания "ВС-Оценка" оценила 20% акций "Апатита" в 479 млн руб. (или $15,13 млн по тогдашнему курсу). Поскольку "Волна" согласилась с этими требованиями, Московский арбитражный суд в ноябре утвердил мировое соглашение сторон, и "Волна" перечислила деньги фонду. А летом 2003 г. Генпрокуратура начала расследование приватизации "Апатита" и теперь рассматривает невыполнение инвестобязательств как ущерб государству. Поэтому "тяжкие последствия" действий Малина следователи оценивают в $268 млн (это разница между инвестобязательствами ЗАО "Волна" и $15,13 млн, полученными по мировому соглашению) , уточнили в прокуратуре.
"Мировое соглашение заключалось в рамках установленных законодательством норм и утверждалось судом, - уверен представитель РФФИ. - В той ситуации это была единственная возможность защитить государство от недобросовестных действий ЗАО "Волна". "Сейчас Малина обвиняют в том, что он превышал полномочия и подыгрывал "ЮКОСу", потому что тема Ходорковского в моде. Но почему-то никто не вспоминает о том, что два года назад именно РФФИ заставил "ЮКОС" вернуть активы в ВНК перед ее приватизацией, - заступается за Малина бывший первый зампред РФФИ Дмитрий Мазепин. - А в ситуации с "Апатитом" фонд занимал очень жесткую позицию. Но, к сожалению, наше законодательство не всегда работает в защиту госинтересов. И когда акции передаются добросовестному приобретателю, через суд их вернуть практически невозможно. Государство могло вообще ничего не получить".
Но, оказывается, еще в декабре прошлого года Генпрокуратура обратилась в Высший арбитражный суд (ВАС) с представлением о пересмотре решения об утверждении мирового соглашения. А 5 февраля ВАС отменил это решение и снова направил дело в Московский арбитражный суд.
Алексей Волин, занимавший до мая 2003 г. должность замруководителя аппарата правительства, не связывает предъявление обвинений Малину с отставкой премьер-министра Михаила Касьянова. "Отношения Генпрокуратуры с премьером [Касьяновым] нельзя было назвать идиллическими, и, когда он был премьером, это не мешало прокуратуре заходить к нам [и проводить следственные действия]", - вспоминает Волин.