СМИ о суде
ФИНСКАЯ GALLUP MDC OY ОТБИЛА АТАКУ СЫНА ЗНАМЕНИТОГО СОЦИОЛОГА В РОССИИ
Финская компания Gallup MDC OY может пользоваться на территории России своей торговой маркой на законных основаниях. Такая возможность следует из решения аппеляционной инстанции Арбитражного суда Москвы, оставившей вчера без удовлетворения жалобу Роспатента и американской фирмы Gallup Organization на решения этого суда о правомерности использования финской исследовательской компанией в своем названии фамилии всемирно известного профессора социологии Джорджа Гэллапа.
Таким образом, завершился длившийся целый год спор, с одной стороны, между финской компанией и, с другой, Роспатентом и американской компанией Gallup Organization, владельцем которой является Алик Гэллап, семидесятилетний сын самого знаменитого социолога XX века.
В суде представители Gallup Organization сообщили, что Джордж Гэллап предоставил финнам право использовать свое имя в их торговом знаке при выполнении трех условий: один из членов его семьи должен входить в состав правления компании, знак должен использоваться только на территории Финляндии и графически отличаться от Gallup Organization.
Финская компания Gallup MDC OY, контролирующая около 20% национального рынка маркетинговых исследований, еще в 1991 году зарегистрировала в России торговую марку Gallup. Через три года после этого MDC OY создала для работы на российском рынке дочернюю кампанию Gallup Media. В 2001 году Gallup MDC OY была приобретена четвертой в мире по объему операций исследовательской сетью Taylor Nelson Sofres Group (TNS), штаб-квартира которой располагается в Великобритании.
В апреле 1998 года директор по международным операциям американской Gallup Organization (общеизвестное название институт Гэллапа) Ричард Буркхолдер распространил официальное письмо с информацией о том, что его компания не имеет в России официального представительства и рассматривает использование марки Gallup другими компаниями как "мошеннический бизнес".
В 2000 году Высшая патентная палата Роспатента приняла решение аннулировать регистрацию товарного знака Gallup за MDC OY. По мнению патентного ведомства, это слово в названии финской фирмы могло ввести потребителя в заблуждение.
Представители Роспатента пояснили в суде, что на основании социологических опросов, проведенных по заказу этого ведомства, у 90% российского потребителя название "Гэллап" было связано с именем американского социолога, данные о котором имелись в Большой Советской энциклопедии и часто упоминалось в российских СМИ. Так, например, в сообщениях ТАСС в течение 5 лет до подачи финнами заявки о регистрации их товарного знака, название американского института Гэллапа упоминалось 49 раз. Согласно результатам другого соцопроса, 60% руководителей и специалистов российских организаций заявили, что имя Гэллапа им было известно еще до 1991 года, и 30% опрошенных связывают это название с США.
В суде юристы Роспатента заявили, что "товарный знак должен индивидуализировать товары и услуги, между тем, употребление этого имени в названии финской фирмы вводит в заблуждение потребителя точно так же, как, к примеру, название "Бостона" в наименовании итальянской фирмы, или изображение Эйфелевой башни в товарном знаке чешской компании".
В свою очередь, представители финской фирмы возразили на это, что название "Гэллап" известно российскому потребителю в русском написании, то есть, в кириллице. Финны же пишут свое название латинским шрифтом. Кроме того, финский Гэллап, в отличие от американского, кроме социологических исследований делает и финансовые прогнозы, а также прогнозы рынка. "Гэллап был известен как социолог и автор методики, но нет оснований говорить о тождественности его организации и наших услуг, - заявил представитель финской компании. - Мы занимаемся изучением рынка и возможностей ведения бизнеса, а не политическими прогнозами".
По его словам, "при вынесении решения Высшая патентная палата не учла того, что, несмотря на регистрацию нашей фирмы в России, метод Гэллапа продолжает с успехом использоваться в мире, и существование Gallup MDC OY вовсе не препятствует успешному функционированию американской компании". К тому же, по его словам, эта палата руководствовалась методическим пособием, которое не является нормативным актом.
Заслушав доводы сторон, апелляционная инстанция Московского арбитражного суда постановила жалобу Роспатента и Gallup Organization оставить без удовлетворения.
Россия далеко не единственная страна, где наследники Джорджа Гэллапа ведут борьбу за торговую марку Gallup. Профессор-социолог Джордж Гэллап создал службу социологических опросов Gallup Organization в 30-х годах прошлого столетия. В 1947 году он организовал международную ассоциацию компаний, специализировавшихся в области исследования товарных рынков, назвав ее Gallup International.
Профессор умер в 1964 году, и с тех пор его сын Алик Гэллап пытается добиться признания незаконным использования слова Gallup в торговом знаке членов этой ассоциации, которые нарушили условия договора с его отцом. Кстати, американская компания, как и финская делает не только политические прогнозы, но и исследования рынка.
|