Там бегали огромные черные тараканы и пьяные газовщики - мы всех их выселили и вывели…5 февраля
Арбитражный суд г.Москвы примет решение по делу о выселении Национал-большевистской партии из подвала дома 7 на 2-ой Фрунзенской ул., который уже девять лет все называют "бункер". В 90-е годы здесь это место было Меккой для множества сегодняшних знаменитостей. Один музыкантов, дававших там концерты, наберется на приличный хит-парад: Сергей Курехин, Сергей Шнуров (Шнур), "Запрещенные барабанщики", "Нож для фрау Мюллер" и многие другие. О прошлом и будущем родного дома своей партии
Newsinfo рассказал
Эдуард Лимонов...
NewsInfo: Эдуард Вениаминович, расскажите, пожалуйста, как вы в "бункер" въезжали? Кто вашу, мягко говоря, неординарную партию туда впустил?
Эдуард Лимонов: Все очень просто. В 1994 году я написал письмо Юрию Лужкову с просьбой предоставить помещение для нашей молодой партии. В то время я жил крайне бедно, но тогда уже начали выходить первые номера "Лимонки", и редакцию газеты надо было где-то размещать. И вот угнетаемый тяжким бременем всех этих проблем, я решил напрямую обратился к нашему градоначальнику. Мы тогда вместе с Александром Дугиным ни на что не рассчитывали, но… как ни странно, нам ответили. Я пришел в мэрию, где мне оказали очень дружественный прием. Правильно, они еще не знали тогда, с кем связываются (смеется)! Нам предложили на выбор четыре помещения. Естественно, мы выбрали самое большое.
NewsInfo: Что оно тогда из себя представляло?
Эдуард Лимонов: Это полуподвальное помещение с кучей ненужных переходов и коммуникаций. Там бегали большие черные тараканы и пьяные газовщики. Ну, мы всех их выселили и вывели, и стали обживать наше новое жилище. Прорубили отдельный вход. И вот в таком виде помещение существует уже девять лет.
NewsInfo: Ну и как вы тогда зажили в вашем новом пристанище?
Эдуард Лимонов: О! Это было чудное время. Мы устраивали концерты и выставки. У нас постоянно тусовались тогда еще мало известные музыканты. Одна выставка "Экстремизм и эротика" чего стоила! Все зарождалось как политическое и одновременно культурное движение.
NewsInfo: На чем вы тогда в вашей деятельности делали особый акцент?
Эдуард Лимонов: На эстетике. Во всех проявлениях. Нашими "постояльцами", если так можно выразиться, были Дима Ревякин из группы "Калинов мост" Саша Аронов из "Дня донора", "Запрещенные барабанщики", "Нож для фрау Мюллер" и много тогда еще начинающих артистов. Знаменитый Шнур проходил своё боевое крещения именно у нас. А сколько мы вырастили и пригрели литераторов и художников!
NewsInfo: А кто, кстати, автор вашего культового плаката "Вставай, проклятьем заклейменный!" с фантомасом?
Эдуард Лимонов: Лебедев-Фронтов. Это тоже целая эстетика. Фронтов - питерский художник и сын знаменитого художника. Он - автор многих крайне интересных работ. Например, портрет рабочего на фоне шестеренок. Это такая индустриально-пролетарская идеология, выраженная художественными средствами. Очень интересно. Он и сейчас состоит в редколлегии нашей газеты и является автором многих наших графических проектов.
NewsInfo: Как же ваш замечательный "бункер" дошел до такой невеселой жизни - судов и прочего?
Эдуард Лимонов: В последнее время наша жизнь, вообще, осложнилась. Сначала нам отказали в праве на легальную политическую жизнь: у нашей партии до сих пор нет общероссийской регистрации. Потом начались проблемы с помещением. Нам предложили платить какую-то совсем неприемлемую арендную плату. Мы же не бизнес-структура, а газета. А газета наша, хотя и выходит приличным тиражом, но денег больших не приносит. Вообще, в этой области у государства политика более, чем странная. Цены на аренду остаются неподъемными для культурных организаций. Постоянно закрываются разные музеи и другие культурные объекты.
NewsInfo: Чего вы ждете о суда?
Эдуард Лимонов: Сдается мне, что наше выселение признают законным. Но мы найдем новое помещение. Мы не пропадем.
NewsInfo: Разве новое помещение сможет вам заменить легендарный "бункер"?
Эдуард Лимонов: "Бункер" - это святое место! Ну что вы хотите, если отсюда люди отправлялись, чтобы быть арестованными, здесь и умирали, и возрождались к жизни. Это было и местом жительства, и офисом. Здесь всегда кипела жизнь со своим фольклором, шутками, со своей эстетикой. Хочу привести вот такой показательный пример. Вначале жильцы дома, который над нами отнеслись настороженно. Это и неудивительно, ведь дом этот населяют ветераны КГБ. Так за это время мы успели настолько сдружиться, что во время последних наших неприятностей с милицией, многие из них приходили и приносили, кто еду, а кто и деньги. Вот так. Чего нам бояться с такой поддержкой!
Беседовала Екатерина Бойцова