История танкового конфликта тянется с апреля 2001 года. Тогда по просьбе губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова и по поручению губернатора Московской области Бориса Громова правительство области и администрация Истринского района заключили договор аренды танка сроком на два месяца. Tiger, с 1986 года находившийся в Ленинско-Снегиревском мемориальном комплексе, был передан в экспозицию только что открывшегося тогда саратовского Музея боевой славы на Соколовой горе. Однако спустя два месяца танк так и не был возвращен. Глава комитета по культуре истринской администрации Роман Алексюк приезжал в Саратов, чтобы забрать Tiger, но директор Музея боевой славы Владимир Баркетов танк не отдал, сославшись на то, что забирал его у других людей.
Безрезультатно прождав до прошлого лета, администрация Истринского района обратилась в городской суд Истры, который рассмотрел дело и наложил на танк арест. Однако в Саратове это решение признавать отказывались. Здесь твердо уверились в том, что Tiger Музею боевой славы был отдан в подарок. Председатель областного совета ветеранов Юрий Баранов говорил «Ъ», что он пришел в недоумение, узнав о попытке истринцев вернуть танк на место. А губернатор Дмитрий Аяцков сказал, что он сам «наглый, как танк» и машину не отдаст.
В ноябре прошлого года уже
арбитражный суд Москвы вновь постановил вернуть Tiger в Истринский район. Саратовцы пытались обжаловать это решение в федеральном арбитраже, но безуспешно.
К декабрю количество судебных разбирательств, в которых стороны настаивали на своей правоте, стремительно увеличилось. Музей боевой славы обратился в Волжский районный суд Саратова и обжаловал решение судебных приставов, арестовавших танк по решению истринского суда, а саратовский областной совет ветеранов в суде Кировского района города безуспешно пытался оспорить то, что танк включен в реестр муниципальной собственности Истринского района. Ветераны настаивали на том, что такой ценный музейный экспонат может принадлежать только государству.
В конце прошлой недели для исполнения решения истринского суда в Саратов отправилась целая делегация из Подмосковья. Микроавтобус с сотрудниками администрации Истры сопровождал кортеж милиции и МЧС, а также мощный тягач с прицепом для транспортировки танка. Однако автоколонна была остановлена сотрудниками областной ГИБДД еще на дальних подступах к Саратову. А и. о. директора Музея боевой славы Татьяна Найдина обратилась в саратовский арбитражный суд с просьбой прекратить все судебные действия по отношению к танку. В понедельник для участия в очередном судебном разбирательстве прибыли адвокаты истринской администрации и музея в Снегирях. Судебное разбирательство продолжалось три дня, и в среду совершенно неожиданно саратовская сторона заявила, что добровольно отказывается от всех претензий на Tiger. «Это наше добровольное решение. Мы его отдаем. Министерство культуры области готовит соответствующие документы», — сказала «Ъ» госпожа Найдина. В областном минкульте эту информацию подтвердили, но о причинах такого решения говорить отказались наотрез.
Тем временем в саратовском парке Победы, где расположен Музей боевой славы, вокруг танка поднялся настоящий ажиотаж. Жители близлежащих микрорайонов, узнав о том, что танк будет вывезен, приходили в музей целыми семьями и фотографировались на его фоне в компании сотрудников МЧС Московской области. «Команда отпустить задержанный тягач уже дана, — пояснил «Ъ» один из спасателей. — К ночи техника будет уже здесь. А утром затащим танк на тягач и потихоньку повезем». Вчерашняя процедура демонтажа танка с использованием специальной техники несколько затянулась, и на момент подписания номера еще не было точно известно, как она завершилась.
АНДРЕЙ КОЗЕНКО