Заводу плавленых сыров "Карат" удалось отстоять свои права на известные с советских времен марки "Дружба" и "Янтарь" в
арбитражном суде Москвы. Уже более двух лет около десятка производителей плавленого сыра пытаются доказать, что "Янтарь" и "Дружба" являются видовым понятием, а не товарным знаком.
По данным маркетингового агентства "КОМКОН", в этом году покупали плавленый сыр "Янтарь" и "Дружба" около 40% россиян. По своей популярности "Янтарь" и "Дружба" уступают только сыру "Колбасный", который покупали 41% потребителей. "Карат" собирается выпустить в этом году около 12 500 т сыра, из них около 3500 т "Дружбы" и 3000 т "Янтаря".
Спор между "Каратом" и остальными отечественными заводами, выпускающими плавленые сыры, начался в 2000 г. Тогда "Роспатент" выдал "Карату" регистрацию на популярные товарные знаки "Дружба" и "Янтарь". После этого "Карат" потребовал от конкурентов прекратить производство этих сыров. Несколько предприятий, в том числе крупнейший в стране Воронежский завод плавленых сыров "Янтарь", московский "Ростагроэкспорт" и др. , обратились к юридической фирме Ip-Pro с просьбой добиться аннулирования регистрации товарных знаков за "Каратом".
Их усилия успехом не увенчались. В августе 2003 г. палата по патентным спорам "Роспатента" сохранила права на марки за "Каратом", и тогда Ip-Pro обратилась в суд. Как рассказал "Ведомостям" юрист "Карата" Игорь Евграфьев, во вторник представители Ip-Pro пытались доказать в арбитражном суде г. Москвы, что марка "Дружба" вошла во всеобщее употребление и поэтому не может быть зарегистрирована за каким-то одним предприятием. Они аргументировали это тем, что старые, советские марки сыра выпускались многочисленными заводами в СССР по одинаковой рецептуре несколько десятков лет.
Евграфьев в качестве контраргумента утверждал, что для производства "Дружбы" и "Янтаря" "Карат" использует свою собственную технологию. Кроме того, представитель "Роспатента" сумел доказать, что одинаковая рецептура, по которой выпускались сыры в течение многих лет, не означает, что товарный знак не может быть закреплен за определенным производителем. Суд вынес второе решение в пользу "Карата", отказавшись аннулировать регистрацию "Дружбы". В ноябре аналогичным образом был защищен и "Янтарь".
Максим Лабзин, представитель IP-Pro, сообщил "Ведомостям", что компания планирует подать апелляцию на оба решения арбитражного суда Москвы.
В спор вокруг известных советских брэндов оказался втянут и крупнейший производитель молочных продуктов страны "Вимм-Билль-Данн" (ВБД). По сообщению "Агентства Бизнес-Новостей", в начале недели санкт-петербургская компания "Фудлайн" объявила о прекращении сотрудничества с ВБД якобы из-за того, что не желает торговать контрафактными "Дружбой" и "Янтарем", произведенными на уфимском заводе ВБД.
Как сообщила "Ведомостям" пресс-секретарь ВБД Кира Кирюхина, компания сама расторгла контракт с бывшим эксклюзивным дистрибьютором и собирается продавать сыры на Северо-Западе при помощи четырех других торговых партнеров.
Производственные мощности ВБД рассчитаны на выпуск 10 500 т плавленых сыров в год. На долю советских марок сейчас приходится не более 3% выпускаемых компанией сыров.