Автомобильный завод "Москвич" пытается спастись от банкротства, которым ему грозит ФСФО. Как стало известно "Ведомостям", предприятие пытается в суде добиться исключения из реестра кредиторской задолженности в 19 млрд руб. перед Минфином, интересы которого в этом процессе представляет ФСФО.
Минимущество владеет 60,36% акций АО "Москвич", остальные акции принадлежат трудовому коллективу и нескольким малоизвестным фирмам. В 2002 г. завод прекратил производство. А в июне этого года по инициативе ФСФО и московской мэрии на "Москвиче" была начата процедура банкротства и введено наблюдение сроком на пять месяцев, которое недавно было продлено до 28 января 2004 г. Кредиторская задолженность завода - около 27 млрд руб. , 19 млрд руб. из них - долг перед Минфином, 4 млрд руб. - перед федеральным бюджетом, около 2 млрд руб. - перед московским бюджетом, более 500 млн руб. - перед "Мосэнерго".
Долг перед Минфином образовался в результате открытия в 1988 г. ПО "Москвич", в состав которого тогда входил завод, кредита в 350 млн инвалютных рублей (сейчас они превратились в $625 млн, а с учетом штрафов и пеней - в $900 млн). Кредит был предоставлен Внешэкономбанком, гарантом по нему выступил Минавтопром СССР. Деньги выделялись на организацию на территории "Москвича" производства карбюраторных двигателей объемом 1,8 л. Закупленное оборудование помимо московского завода было поставлено на пять других российских заводов. Однако денег на то, чтобы смонтировать его, у ПО не оказалось, а потому это оборудование так и хранится с тех пор на складах.
Тем не менее вся задолженность за это оборудование в 1994 г. была зачислена на баланс АО "Москвич", чей тогдашний директор Юрий Бородин подписал соответствующие обязательства. Теперь же завод решил оспорить этот долг. Замгендиректора "Москвича" Любовь Тимонина рассказала "Ведомостям", что сейчас предприятие пытается оспорить в апелляционной инстанции Арбитражного суда Москвы ранее принятое этим же судом решение о включении долга перед Минфином в общий реестр кредиторской задолженности. "Исходя из кредитного соглашения этот долг не имеет к нам никакого отношения, - поясняет Тимонина. - Получателем кредита выступало ПО, а не московский завод. А по сути он выдавался всей автомобильной отрасли, поэтому оборудование поставлялось на заводы, не имевшие никакого отношения даже к ПО". Это мнение разделяет и представитель Минимущества, который считает, что долг "Москвича" перед Минфином может быть списан на основании статьи 111 федерального бюджета на 2003 г. , в которой говорится о возможности реструктуризации или частичного списания долга завода перед государством и иностранными банками.
В Минфине ситуацию с долгом "Москвича" комментировать отказываются, ссылаясь на то, что сейчас этой проблемой занимается ФСФО. А представители ФСФО вчера были недоступны для комментариев, но источник, близкий к службе, заявил "Ведомостям", что ФСФО выступает за введение внешнего управления на заводе. "Решение о строительстве моторного завода принималось правительством, но лоббировалось оно заводом, а государство сейчас исправно выплачивает этот долг перед западными банками", - поясняет чиновник. Между тем, как стало известно "Ведомостям", арбитражный управляющий "Москвича" Александр Комаров назначил на 30 декабря первое собрание кредиторов завода, на котором будет приниматься решение по дальнейшей процедуре банкротства. Как сообщил источник, близкий кредиторам, управляющий рекомендует кредиторам утвердить процедуру внешнего управления.
Партнер юридической фирмы "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин отмечает, что рассмотрение жалобы "Москвича" может существенно помешать процессу банкротства. "Юристы "Москвича" могут подать ходатайство в суд о приостановлении банкротных процессов до того момента, пока не будет принято какое-либо решение по жалобе завода, - отмечает эксперт. - В таком случае нынешняя стадия банкротства может затянуться примерно на полгода". А вот специалист ОФГ Елена Сахнова полагает, что "Москвич" напрасно пытается спастись от внешнего управления, так как в этом случае суд ввел бы мораторий на начисление пеней и штрафов по существующим долгам.