Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

ВАС РФ

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

3 декабря 2003 г.

АРБИТРАЖ РАССМОТРИТ ЗАЯВЛЕНИЕ БЫВШИХ АКЦИОНЕРОВ ЗАО "МНВК" О ЗАМЕНЕ ИХ НА ПРАВОПРЕЕМНИКОВ ПО СПОРУ.

Арбитражный суд г.Москвы рассмотрит сегодня заявление бывших акционеров ЗАО "МНВК" о замене их на правопреемников по спору. Арбитражный суд Москвы 19 ноября с.г. перенес рассмотрение заявления бывших акционеров ЗАО "Московская независимая вещательная корпорация" (МНВК) о замене их на правопреемников по спору. Рассмотрение заявления было перенесено из-за ненадлежащего уведомления о дате и месте заседания заявителя по делу о ликвидации МНВК ООО ООО "Берг&Грин".

По информации телекомпании, в августе 2003г. была завершена сделка по продаже 75% акций компаниям, аффилированным с "Росмедиакомом". В связи с продажей акций, бывшие акционеры телекомпании намерены ходатайствовать перед судом о замене их в деле о ликвидации на правопреемников: ЗАО "Виндальс", ЗАО "Иллекон", ЗАО "Иридан", ЗАО "Кондор" и ЗАО "Марратс". Новые акционеры ЗАО "МНВК" на собрании 7 октября 2003г. единогласно проголосовали за заключение мирового соглашения, предусматривающего прекращение процесса ликвидации телекомпании.

Кроме того, 21 октября с.г. суд удовлетворил ходатайство заявителя по делу о ликвидации телекомпании (НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант") о замене его на правопреемника по спору (ООО "Берг&Грин") в связи с уступкой 15% акций ЗАО "МНВК". Арбитраж Москвы по иску НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" принял решение о ликвидации телекомпании 27 сентября 2001г.


РБК
03/12/2003 07:48:01
Оригинал материала

"КОСМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ" ПОЛУЧИЛА ЧАСТОТЫ ДОЧКИ "МЕДИА-МОСТА"

Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) передала ФГУП "Космическая связь" полосу частот для телевещания, принадлежавшую дочерней компании "Медиа-Моста" - ЗАО "Бонум-1".

Об этом сообщила пресс-служба Минсвязи РФ. Такое решение принято на заседании ГКРЧ 1 декабря. Переданную полосу радиочастот ФГУП "Космическая связь" будет использовать для системы непосредственного спутникового телевизионного вещания - СНТВ.

Дело о банкротстве ЗАО "Бонум-1" было возбуждено летом 2001 г по заявлению научно-технического агентства "Аэрокосмос - Эксперт". 22 ноября 2001 г арбитражный суд Москвы ввел в ЗАО "Бонум-1" внешнее управление сроком на 12 месяцев. Внешним управляющим был назначен Е.Бобров. 15 января 2003 г суд удовлетворил ходатайство внешнего управляющего компании ЗАО "Бонум-1" и продлил внешнее управление в отношении компании сроком на 6 месяцев. 10 сентября 2003 г в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений РФ за ФГУП "Космическая связь" был закреплен спутниковый комплекс, ранее принадлежавший ЗАО "Бонум-1". В его составе - космический аппарат "Бонум-1" на геостационарной орбите в позиции 56 град в.д., приемные и передающие земные станции спутниковой связи, расположенные в Москве в Останкино, в Одинцовском районе Московской области и в Екатеринбурге.

Источник: "Прайм-ТАСС" от 3 декабря 2003 года


ComNews.ru - Новости коммуникаций России
03/12/2003
Оригинал материала

ПРОТИВОРЕЧИЯ И НЕЯСНОСТИ АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ТОЛКУЕМЫЕ В ПОЛЬЗУ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

.А. Эскина,
обозреватель журнала
«Арбитражная налоговая практика"

Приятно, что наше законодательство стремится к совершенству. Но совершенным его пока, к сожалению, не назовешь. Поэтому в практической деятельности нередки случаи, когда сложно с безусловной однозначностью оценить ситуацию и принять верное управленческое и налоговое решение.

Такие проблемы возникают у налогоплательщика, когда:
— в тексте закона недостаточно четко установлены все элементы налогообложения;
— часть законодательных функций делегирована местным органам власти, а они, в свою очередь, при установлении налога не определили четкой методики его исчисления и уйлаты;
— налоговые органы, разрабатывая инструкции и комментируя применение законодательных актов, превышают свои полномочия и расширительно толкуют закон;
— в принятии решений о привлечении налогоплательщика к ответственности «неналоговые» законы применяются к налоговым правоотношениям;
— реальная производственная ситуация не вписывается в рамки установленных нормативными актами положений (например, когда для возмещения НДС налоговые органы требуют в обязательном порядке представить грузовую таможенную декларацию, хотя груз за пределы России вывозился морским транспортом);
— стороны по-разному трактуют сроки, установленные для до-судебного порядка урегулирования спора, считая пресекательным только шестимесячный срок для обращения в суд.

В таких ситуациях радует только одно: пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) предусмотрено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) .

Подробнее остановлюсь на некоторых примерах арбитражной практики.

ЗАКОНОМ НЕДОСТАТОЧНО ЧЕТКО УСТАНОВЛЕНЫ
ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

С такой ситуацией сталкиваются многие налогоплательщики, уплачивающие налог с продаж.

ИМНС по Удорскому району Республики Коми обратилась в арбитражный суд с иском к 000 «Удора-Форест» о взыскании налоговых санкций по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление деклараций по налогу с продаж.

Решением суда исковые требования отклонены. Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, ФАС Волго-Вятского округа отклонил ее, указав следующее.

Статьей 1 Федерального закона от 31.07.98 № 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в перечень региональных налогов введен налог с продаж, а также установлены права субъектов РФ по введению в действие налога с продаж на своих территориях. 27.09.98 был принят Закон Республики Коми «О налоге с продаж».

Постановлением от 30.01.01 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта «д» пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»...» Конституционный Суд РФ установил, что положения указанных норм признаны незаконными, порождающими возможность его произвольного толкования. Учитывая, что немедленное признание их утратившими силу может повлечь неисполнение соответствующих бюджетов и привести к нарушению прав и свобод граждан, до 01.01.02 обязанность по уплате налога у налогоплательщиков сохраняется.

Однако Конституционный Суд РФ указал при этом, что дела заявителей в части, касающейся привлечения их к ответственности за подобные налоговые правонарушения, подлежат пересмотру с учетом требований пункта 7 статьи 3 НК РФ, где сказано, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налоге с продаж должны толковаться в пользу налогоплательщика.

При указанных обстоятельствах суд правомерно освободил налогоплательщика от налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.02 № А29-6880/01А.)

Аналогичное решение вынесено ФАС Волго-Вятского округа от 06.02.02 № А29-5234/01А.

В другом случае суд вообще отказал ИМНС РФ по Ленинскому району г. Владимира во взыскании налога и налоговых санкций по налогу с продаж с предпринимателя Рассказовой Л.А., оказывавшей услуги по реализации мебели, сделав следующий вывод. В Законе РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и в Законе Владимирской области «О налоге с продаж» не дано детального определения такого объекта как «дорогостоящая мебель», а также не обозначены четкие перечни объектов налогообложения (отсутствие мебели в перечне товаров, стоимость которых не подпадает под действие Закона Владимирской области «О налоге с продаж»). Указанное свидетельствует о неопределенности объекта налогообложения. Поэтому во взыскании налога и санкций отказано верно.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.02.02 № А11-3844/2001-К2-1887.)

Аналогичные решения вынесены:
ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.02 № А 11-3706/2001-К2-Е-1806;
ФАС Поволжского округа от 21.02.02 № А12-9003/01-с25.

Еще один интересный случай связан с установлением и уплатой единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Предприниматель Казакова О.Ю. обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском о признании недействительным решения ИМНС РФ по Конаковскому району Тверской области о доначислении единого налога на вмененный доход и взыскании санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ.

Предприниматель осуществляет розничную торговлю строительными материалами и является плательщиком указанного налога. Инспекция провела осмотр помещения, где производится торговля, и пришла к выводу о том, что Казакова занизила размер физического показателя — торговой площади, на основании которого рассчитывается сумма налога.

Обжалуя решение налогового органа, предприниматель указала, что для осуществления торговой деятельности ею арендуется складское помещение общей площадью 435,2 кв. м, в том числе торговая площадь— 10,2 кв. м. Основная часть помещения используется для хранения товара. Непосредственно торговля производится в отдельном отгороженном помещении площадью 10,2 кв. м, где выставлены образцы продукции с ценниками.

Как следует из пункта 2 статьи 4 Закона Тверской области «О едином налоге на вмененный доход» (далее — Закон Тверской области) , сумма налога рассчитывается налогоплательщиком, исходя из базовой доходности, установленной этим Законом, на единицу физического показателя. По розничной торговле такой единицей является квадратный метр торговой площади. В примечании 1 к Приложению 1 Закона Тверской области указано, что торговая площадь киоска, ларька, полуприцепа «Тонар», отдела в магазине, павильона и тому подобных стационарных мест организации торговли принимается равной 50 процентам от занимаемой площади. Вместе с тем в Законе Тверской области, в действующей редакции в проверяемый период, понятие «торговой площади» не определено.

При таких обстоятельствах, а также учитывая положения пункта 7 статьи 3 НК РФ, которым определено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, решение о взыскании налога и санкций признано недействительным.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.05.02 № 738.)

РАСШИРИТЕЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНА

Ведомственные инструкции, разъясняющие применение законодательства, не должны допускать его расширительного толкования. В случаях, когда возникают разночтения между этими актами и законом, они должны применяться лишь в части, не противоречащей Кодексу.

ЗАО «Ротманс-Нево» обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения ИМНС РФ по Приморскому району Санкт-Петербурга в части взыскания налога на прибыль, дополнительных платежей по этому налогу, пеней и штрафа, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Иск удовлетворен. Апелляционная инстанция подтвердила решение суда. Кассационная инстанция считает решения судов правильными.

Суть спора состоит в следующем. Предприятие получило убыток по результатам финансовой деятельности за прошлые годы. В последующие годы оно имело право использовать льготу на погашение этого убытка и применяло ее в пределах 50 процентов полученной прибыли, не ограничиваясь пределом в 1/5 убытка. При этом ЗАО мотивировало тем, что пунктом 6 статьи 5 Закона РФ от 27.12.91 № 2119-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусмотрен временной интервал, в течение которого можно направлять прибыль текущего года на покрытие убытка прошлых лет, однако из смысла названной статьи не следует, что указанная льгота должна быть использована равными частями в течение пяти лет.

ФАС Северо-Западного округа обосновал свое решение следующим. Необходимость использования этой льготы равными частями в течение пятилетнего периода предусмотрена пунктом 4.5 Инструкции ГНС РФ от 25.08.95 № 37 и пунктом 4.5 Инструкции МНС РФ от 15.06.2000 № 62. Однако согласно пункту 2 статьи 4 НК РФ указанные нормативные акты не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и расширительно толкуют Закон.

(Постановление ФАС Северо-западного округа от 14.05.02 № А56-3 0154/01.)

Часто между налогоплательщиками и налоговыми органами возникали разногласия по поводу отнесения к внереализационным доходов от сдачи имущества в аренду, поскольку это влияло на налогооблагаемую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог. Инспекции считали, что если сдача имущества в аренду занесена в устав предприятия в качестве одного из основных видов деятельности, то ее следует учитывать в составе объемов от реализации продукции (работ, услуг).

В Арбитражный суд Ульяновской области обратилось АО «Легпромсервис» с иском к ИМНС по работе с крупными налогоплательщиками межрайонного уровня по г. Ульяновску о признании недействительным ее решения. Иск удовлетворен. ИМНС подала кассационную жалобу.

ФАС Поволжского округа, рассмотрев ее, установил следующее.

ИМНС провела налоговую проверку предприятия и решила, что ОАО занизило налогооблагаемую базу по налогу на пользователей автодорог на сумму арендной платы, полученной от арендаторов, поскольку она отражена на счете 80 «Прибыли и убытки». По мнению налогового органа, сдача в аренду нежилого помещения является уставной деятельностью предприятия, а следовательно, подлежит отражению на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». На основании этого предприятию доначислен налог, пени и штраф.

Суд кассационной инстанции решил, что у налогового органа не было оснований для доначисления налогов, поскольку Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552) установлено, что доходы от сдачи имущества в аренду учитываются в составе внереализационных расходов на счете 80 «Прибыли и убытки». Пунктом 14 этого же Положения определено, что доходы от сдачи имущества в аренду являются внереализационными.

Доводы налогового органа о том, что сдача имущества в аренду является реализацией с момента введения в действие НК РФ, то есть с 01.01.99, судебной коллегией не приняты в силу того, что каких-либо изменений в действующие в течение 1997, 1998, 1999 годов нормативные акты по исчислению налога на пользователей автодорог не вносилось.

Кроме того, коллегия признала обоснованными выводы Арбитражного суда Ульяновской области, что в соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. В иске налоговому органу отказано.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 08.02.02 № А72-4225/2001 -Л297.)

Часто налоговые органы расширительно толковали и положения законодательства о налоге с продаж, распространяя налогооблагаемую базу на взаимозачетные операции, выплату заработной платы своим работникам продукцией собственного производства и приравнивая предпринимателей к физическим лицам.

Межрайонная ИМНС № 2 по г. Каменке и Каменскому району Пензенской области проверила МУП «Комбинат школьного питания» и установила, что Комбинат в налогооблагаемый оборот по налогу с продаж не включил стоимость горячего питания и кулинарных изделий, реализованных за наличный расчет в счет погашения задолженности по детским пособиям. ИМНС доначислила налог, пени и штраф.

Признавая недействительным решение налогового органа, суд первой инстанции сослался на пункт 2 статьи 3 Закона Пензенской области от 25.11.98 № 123-ЗПО «О налоге с продаж» и пункт 3 статьи 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в которых объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет с указанием конкретного перечня товаров, куда не включена стоимость горячего питания и кулинарных изделий. Сле-довательно, налоговый орган неправомерно распространил их действие на погашение задолженности по детским пособиям. Неясности и противоречия актов законодательства истолкованы судом в пользу налогоплательщика. В иске инспекции отказано.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 15.02.02 № А49-6339101-215ак/11.)

Закон не допускает установления дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала, статуса налогоплательщика.

Предприниматель Володин обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском о признании недействительным решения УМНС РФ по г. Москве о доначислении налога с продаж.

Суть спора. Инспекция, ссылаясь на Закон г. Москвы «О налоге с продаж», утверждала, что налог с продаж не взимается с организаций, но взимается с предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Суд первой инстанции иск удовлетворил. Апелляция это решение отменила.

ФАС Московского округа, рассмотрев кассационную жалобу, решил, что Закон г. Москвы не может быть положен в основу удовлетворения требований налогового органа, поскольку противоречит пункту 2 статьи 3 НК РФ. Согласно данной норме права налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Поэтому суду следовало все неопределенные положения Закона г. Москвы истолковать в пользу налогоплательщика. Решение апелляционной инстанции отменено, требования налогоплательщика удовлетворены.

(Постановление ФАС Московского округа от 04.02.02 № КА-А401165-02.)

Аналогичное решение принято ФАС Московского округа от 23.01.02 № КА-А40/8230-01.

«НЕНАЛОГОВЫЕ» ЗАКОНЫ И НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Много вопросов вызывали моменты, касающиеся официальной регистрации перехода прав на недвижимое имущество и отнесение в связи с этим затрат по их содержанию на себестоимость. Споры между ИМНС и налогоплательщиками возникали и при отсутствии или несвоевременной регистрации договоров аренды. Подробно останавливаться на этих случаях, по моему мнению, в этой статье не имеет смысла, поскольку масса статей и примеров арбитражной практики уже была опубликована в предыдущих выпусках журнала. Единственное все-таки хотелось бы подчеркнуть: федеральные арбитражные суды в большинстве своем уже выработали определенную позицию в этих вопросах. Они исходят из того, что главным критерием в этих случаях является факт совершения хозяйственной операции (купли-продажи недвижимости или передачи ее в аренду) и ее оплаты. В связи с этим все расходы налогоплательщика, связанные с содержанием и обслуживанием приобретенных или арендованных помещений, используемых в производственных целях, правомерно относить на себестоимость продукции (работ, услуг).

Интересным представляется момент регистрации (постановки на учет) структурного подразделения головной организации, находящегося в другом районе города. В настоящее время, когда филиалы и структурные подразделения не обладают статусом юридического лица, возникает вопрос о правомерности привлечения к ответственности головной организации при постановке их на учет.

ИМНС РФ № 10 по ЦАО г. Москвы обратилась в Арбитражный суд г. Москвы о взыскании с ОАО «Центр Ювелир» штрафа по статье 116 НК РФ за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе более 90 дней. В иске было отказано. Налоговый орган обратился с кассационной жалобой в ФАС Московского округа.

Поддержав выводы суда первой инстанции, суд указал следующее.

В соответствии со статьей 11 НК РФ местом нахождения юридического лица является место его государственной регистрации, а не почтовый адрес и местонахождение его органов. Различные почтовые адреса головной организации и обособленного подразделения в одном населенном пункте при отсутствии системы раздельной регистрации юридических лиц применительно к внутреннему административному делению населенного пункта не создают у налогоплательщика обязанности повторной постановки на учет, так как его местонахождение и местонахождение его подразделения одинаково.

Система местонахождения налоговых органов в пределах одного населенного пункта (в г. Москве) входит в противоречие с системой государственной регистрации юридических лиц. В НК РФ разрешения этой противоречивой региональной ситуации не дано. Следовательно, имеется неустранимая неясность налогового законодательства, которая должна быть разрешена в пользу налогоплательщика путем неприменения к нему мер налоговой ответственности.

(Постановление ФАС Московского округа от 16.01.02 № КА-А40/8039-01.)

РЕАЛЬНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ
НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РАМКИ

К этой теме можно отнести дела о проблемах возмещения экспортного НДС в случаях, когда налогоплательщик в силу объективных причин не может представить налоговому органу всех запрашиваемых документов. Такие вопросы широко освещались в виде обзоров и статей в журнале ранее. Судебный подход к решению данной проблемы базируется на двух основных принципах:
— реальность экспорта товаров, который налогоплательщик может подтверждать всеми возможными документами, а не только теми, которые оговорены в инструкции;
— презумпция добросовестности налогоплательщика (дока-зать недобросовестность — задача налогового органа).

Пример. Иск заявлен ИМНС РФ № 43 по Северному административному округу г. Москвы о взыскании с ООО «М.Н.А. Атлантик ЛТД» штрафа за неуплату налога на прибыль и НДС. Первая инстанция иск отклонила. ИМНС подала кассационную жалобу. Кассационная инстанция решила, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Факт экспорта товаров инспекцией не оспаривается. Доводы инспекции о поставщиках, заверенном контракте и его переводе на другое лицо, частичном выполнении контракта не приняты как не относящиеся к вопросу, рассмотренному судом первой инстанции. Доводы инспекции о неправомерном списании суммы в дебет бухгалтерского счета 68 также не принимаются судом как не относящиеся к нарушениям налогового законодательства.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Учитывая изложенное, а также тот факт, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, суд постановил оставить кассационную жалобу ИМНС без удовлетворения.

О СРОКАХ

Статьей 115 НК РФ установлен шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд для взыскания налоговых санкций. Этой статьей четко определено, что указанный срок является пресекательным. То есть он не подлежит восстановлению ни при каких обстоятельствах. За пределами этого срока иски судом не рассматриваются. Этот вопрос суды решают однозначно. Стоит, однако, отметить, что течение этого срока начинается с момента обнаружения налоговым органом правонарушения и плюс максимально три месяца, в течение которого может продолжаться налоговая проверка.

Еще один срок, не вызывающий вопросов, — это давностный срок в три года, который может быть охвачен налоговой проверкой.

В отношении других сроков — двухмесячный срок для составления акта по результатам проверки; две недели на представление налогоплательщиком возражений по акту проверки; 14 дней на утверждение акта проверки после получения возражений налогоплательщика (если они имелись); 10-дневный срок для направления налогоплательщику требования о добровольной уплате налога и пени — суды к единому мнению не пришли.

Некоторые суды считают несоблюдение этих сроков существенным нарушением процедуры привлечения налогоплательщика к ответст-венности. А некоторые полагают, что эти сроки процедурные, а не пре-секательные, обращая внимание лишь на то, должно ли было предприятие уплачивать в принципе этот налог в силу закона.

Остановлюсь на одном необычном прецеденте.

ИМНС РФ по г. Волжскому обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к ООО «Арт-Медиа» о взыскании штрафа в размере 5000 рублей за несообщение в установленный срок налоговому органу об открытии банковского счета. Иск судом первой инстанции отклонен.

Кассационная инстанция, рассмотрев жалобу инспекции, установила следующее.

По мнению ИМНС, сообщение об открытии счета представлено налогоплательщиком 27.02.01, о чем имеется запись в книге регистрации входящих документов инспекции. Счет был открыт 14.02.01. Следовательно, налогоплательщик нарушил срок представления информации об открытии счета, установленный пунктом 2 статьи 23 НК РФ.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что своими действиями налоговая инспекция сама создала условия, не позволяющие достоверно определить дату представления документов.

Сообщение предприятием датировано 23.02.01. По его утверждению, именно в этот день это сообщение было опущено в ящик для отчетности при налоговой инспекции. Доводы ИМНС о том, что эти утверждения нельзя признать убедительными в связи с тем, что выемка документов из ящика производится 2 раза в день, на сообщении ответчика поставлен штамп о получении 27.02.01, входящий № 3058, не могут быть приняты судом во внимание. У суда возникли обоснованные сомнения в том, что вся документация, изымаемая в течение рабочего дня, учитывается в тот же день. Между поступлением документа и его учетом может пройти какое-то время.

Согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Исходя из изложенного, в иске инспекции было отказано.

______________

Copyright © «Арбитражная налоговая практика», 2002, № 12.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Индексы 81213 и 80214 по каталогу «Газеты, журналы» (Роспечать).
Подписка в любом почтовом отделении.
Подписка в Интернете: http://www.nalogi.com.ru/Russia.html



СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ПОГОРЯЧИЛАСЬ

Мост-банк банкротили без нарушений закона

Конкурсному управляющему Мост-банка Андрею Инце удалось отбиться от Счетной палаты, признавшей его работу неэффективной: госаудиторы провели повторную проверку и признали, что погорячились. И на вчерашнем заседании арбитражного суда отчет Инце был принят без каких-либо дополнительных вопросов, а конкурсное производство в банке должно завершиться в конце февраля.

Мост-банк лишился лицензии 20 апреля 2001 г. К этому времени "Мост" на 100% принадлежал Внешторгбанку - ВТБ выкупил его у прежних акционеров, чтобы развивать свой розничный бизнес. Однако план реструктуризации Мост-банка заблокировал один из его крупнейших кредиторов - Минфин. После отзыва лицензии у Мост-банка ВТБ сам обратился в суд с просьбой признать его банкротом. 24 октября 2001 г. суд удовлетворил иск и назначил конкурсным управляющим Андрея Инце.

К концу октября этого года конкурсный управляющий был готов отчитаться перед судом и закрыть процедуру конкурсного производства, но его планам помешала Счетная палата. Накануне октябрьского заседания суда коллегия СП рассмотрела результаты проверки деятельности Инце, признала ее "неэффективной, проведенной с многочисленными нарушениями закона" и известила об этом Арбитражный суд Москвы, ФСФО, Госдуму, Минимущество, МНС и Генпрокуратуру.

В заключении СП говорилось, что большинство объектов недвижимости (в том числе самый лакомый актив "Моста" - здание на Воронцовской) Инце продал без согласия комитета кредиторов и в ряде случаев - по заниженной цене. Кроме того, он незаконно включил в реестр требования Минфина к Мост-банку на сумму $158 млн, а требования ГТК - по завышенной оценке.

Выводы СП шокировали Инце. Управляющий 28 октября заявил суду о своем несогласии с вердиктом аудиторов, суд обязал его представить свои возражения и подтверждающие их документы. Конкурсное производство продлили на четыре месяца по формальной причине: в суде рассматривался иск к МНС, которому "Мост" переплатил налогов на 26 млн руб. 17 ноября Мост-банк выиграл это дело в кассационной инстанции, и теперь МНС должно вернуть долг.

Вчера суд снова рассмотрел промежуточный отчет конкурсного управляющего и принял его без единого вопроса. Оказалось, что накануне суда СП отказалась от ранее сделанных выводов.

"Конкурсный управляющий представил нам значительное количество дополнительных документов. Мы полтора месяца снова изучали этот вопрос и пришли к выводу, что он не так уж плох, как нам показалось. По результатам дополнительного расследования мы были вынуждены признать, что Инце действовал по закону. Мы, как люди справедливые и честные, известили об этом суд", - сказал "Ведомостям" аудитор Счетной палаты Сергей Шохин.

Теперь Инце осталось лишь ждать конца февраля и надеяться, что больше никаких сюрпризов не будет.


Елена Березанская, Ведомости 03 декабря 2003, Ведомости (online)
03/12/2003
Оригинал материала

ОТДАТЬСЯ

Фото: ВАЛЕРИЙ МЕЛЬНИКОВ
 Глава МНС Геннадий Букаев тоже хочет себе немножко ЮКОСа

ЮКОС оказался крупнейшим должником государства
бизнес и власть

Вчера информационное агентство "Интерфакс" сообщило о письме МНС России в Генпрокуратуру, информирующем о претензиях к компаниям группы ЮКОСа по неуплате налогов на сумму в $5 млрд. Письмо МНС стоит рассматривать как реакцию на отказ акционеров ЮКОСа передать управление "ЮкосСибнефтью" представителям "Сибнефти". Размер финансовых претензий властей к владельцам контрольного пакета ЮКОСа скоро сравняется со стоимостью этого пакета, и тогда бывшему руководителю ЮКОСа Михаилу Ходорковскому уже не придется выбирать, отдавать компанию государству или "Сибнефти".

Что отнимают
По сообщению "Интерфакса", письмо на имя генерального прокурора Владимира Устинова отправлено заместителем главы МНС Игорем Голиковым. В пресс-службе МНС вчера не смогли подтвердить или опровергнуть подлинность письма (официальный запрос Ъ на момент сдачи номера так и остался без ответа). Не комментирует его и Генпрокуратура. Пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин заявил, что в компанию не поступали документы, связанные с этими претензиями МНС. Впрочем, если бы сообщение агентства было неверным, и компании, и МНС наверняка бы его опровергли.
По данным Ъ, письмо касается двух аспектов финансовой деятельности НК ЮКОС и подконтрольных ей структур, в том числе ОАО "Томскнефть-ВНК" и Ангарской нефтехимической компании. Первый – уплата в 1998-1999 годах налогов структурами ЮКОСа через проблемные банки. Второй – использование налоговых льгот, полученных по инвестиционным соглашениям с Республикой Мордовия. Господин Голиков заявляет в письме, что законность данных схем оспаривается МНС, и по итогам расследований МНС, часть которых не завершена, ведомство пришло к выводу о неуплате компаниями группы 65 млрд руб. ($2,09 млрд), а с учетом пеней и штрафов – 150 млрд руб. ($5 млрд). Впрочем, о конкретной сумме дополнительно начисленных налогов генпрокурору не сообщается.
Как заявили Ъ в ЮКОСе, судебные разбирательства по части этих претензий, связанных с налогообложением ОАО "Юганскнефтегаз", МНС уже проиграло. Впрочем, в письме МНС говорится, что налоговые органы только "завершают контрольные мероприятия" и сумма доначислений налогов, по оценке МНС, составит 6 млрд руб. ($200 млн).
Если прокуратура даст ход письму, то к уголовным делам в отношении Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и ряда других менеджеров ЮКОСа могут добавиться новые пункты обвинения. А общая сумма требований правоохранительных структур к ЮКОСу и его владельцам, известная из справки по делу ЮКОСа (см. Ъ от 29 октября), увеличится с $1 млрд до $6 млрд. Самый простой путь получить эти деньги – обратить взыскание на арестованный пакет акций ЮКОСа (42,2%). Капитализация НК ЮКОС вчера составляла $29,4 млрд. Таким образом, "преступная группа", организованная Михаилом Ходорковским, может лишиться как минимум 20% акций НК ЮКОС.

Почему отнимают
Очевидно, что информация об увеличившемся объеме финансовых претензий государства к ЮКОСу напрямую связана с ситуацией вокруг переговоров о судьбе "ЮкосСибнефти", сложившейся после приостановки слияния "Сибнефтью". По данным Ъ, вчера в Лондоне продолжались переговоры между Романом Абрамовичем и Евгением Швидлером, с одной стороны, и рядом совладельцев Group MENATEP (называются имена Михаила Брудно и депутата Владимира Дубова) об изменениях в формате сделки по созданию "ЮкосСибнефти". Акционеры "Сибнефти", по данным источников, близких к ним, предлагают назначить на пост председателя правления компании не Семена Кукеса, как предполагалось ранее ЮКОСом, исходя из прежних договоренностей, а Евгения Швидлера (ранее предполагалось, что господин Швидлер займет пост председателя совета директоров). Кроме того, пост председателя совета, по предыдущим договоренностям контролируемый "Сибнефтью", предлагается передать "нейтральной фигуре". Такой фигурой может выступать экс-глава администрации президента Александр Волошин. С одной стороны, он всегда покровительствовал Михаилу Ходорковскому, с другой – его кандидатура якобы одобрена в нынешней администрации президента.
Вчера источники, близкие к господину Волошину, заявили, что он не давал согласия на назначение на этот пост. Впрочем, член совета директоров РАО "ЕЭС России" Александр Казаков (совет возглавляет сам господин Волошин) уже выступил на радиостанции "Эхо Москвы" с поддержкой этого предложения. "Его приглашение отнюдь не искусственно, странно, если бы на этой должности появился кто-то из работавших в ФСБ",– заявил господин Казаков. Напомним, из-за предложения "Сибнефти" по смене формата сделки с ЮКОСом и приостановлено слияние.
Происходящее вокруг ЮКОСа все более беспокоит иностранных руководителей компании. Так, Сара Кери, член совета директоров ЮКОСа и вашингтонской юридической компании Squire, Sanders & Dempsey, в интервью Ъ заявила: "Могу сказать, что 'Сибнефть' приняла возмутительное с юридической точки зрения решение. Ведь все финансовые условия, предваряющие слияние компаний, были выполнены в полной мере. На сегодняшний день сделка ЮКОСа с 'Сибнефтью' представляется мне малопрозрачной: кто-то играет в игру, правила которой большинству неизвестны. Такое возможно только в России".
Group Menatep, которая контролирует 60,5% акционерного капитала НК ЮКОС, вчера выступила с официальным заявлением по сложившейся ситуации, которое, впрочем, дало больше вопросов, чем ответов. В группе утверждают, что основные акционеры НК ЮКОС не отказывались от оперативного управления "ЮкосСибнефтью", сделку по слиянию ЮКОСа и "Сибнефти" считают в целом совершенной, а ее конструкцию – не позволяющей "Сибнефти" претендовать ни на что, кроме кандидатуры председателя совета директоров. Впрочем, в заявлении говорится о том, что информация о смене формата сделки "не исходит от основных акционеров ЮКОСа", неизвестные лица предостерегаются от "сепаратных" и "закулисных" переговоров и декларируется необходимость учета мнения по этому вопросу миноритарных акционеров. В "Сибнефти" никакие переговоры с ЮКОСом – ни явные, ни тайные – не комментируют.
Исходя из этого, можно предположить, что на переговорах в Лондоне представлены мажоритарные акционеры ЮКОСа, но не Group Menatep, и компания этим обеспокоена. Впрочем, руководитель пресс-службы группы МЕНАТЕП Юрий Котлер вчера заявил, что переговоры в Лондоне с Евгением Швидлером ведет управляющий директор МЕНАТЕПа Стивен Кертис. "Изменения в схеме назначения руководства `ЮкосСибнефти` будут поводом к расторжению сделки",– заявил он.
Информацию о письме МНС в Генпрокуратуру можно рассматривать как предупреждение владельцам ЮКОСа о грядущей судьбе компании в случае расторжения сделки и несогласия с предложениями господина Швидлера. Капитализация НК ЮКОС падает с каждым новым заявлением силовых структур, а в случае разрыва с "Сибнефтью" она неизбежно упадет на 20-30%, поскольку стоимость "Сибнефти" уже закладывалась трейдерами в ее цену. Если претензии силовиков к ЮКОСу вырастут еще на $3-4 млрд, а капитализация упадет на $7-8 млрд (вполне реальный сценарий в случае, если начнутся силовые действия против самой компании, а не ее руководителей), Group Menatep не придется беспокоиться о судьбе ЮКОСа. Или выплата всей суммы обанкротит ЮКОС, или имущество владельцев Group Menatep за долги перейдет в госсобственность.
ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН; ДМИТРИЙ Ъ-СИДОРОВ, Вашингтон

Эффективная ставка налога на прибыль крупнейших российских нефтяных компаний (график)

Налоговикам в судах придется непросто
В письме МНС в Генпрокуратуру сообщается о трех способах уклонения от уплаты налогов ЮКОСом: перечисление налогов через проблемные банки, использование мордовского офшора и применение трансфертных цен. По утверждению юристов, все три обвинения весьма сложно доказуемы, а судебная практика по аналогичным делам противоречива.
Судебные споры, связанные с уплатой налогов через банки, ставшие проблемными в результате дефолта 1998 года, идут до сих пор. Налоговики считают, что в большинстве случаев компании шли на сговор с банками, оказавшимися в предбанкротном состоянии, и суммы налогов не доходили до бюджета по их обоюдному злому умыслу. Действующий Налоговый кодекс (НК) определяет, что "обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату". То есть если перечисленные компанией деньги застряли в банке, то ее вины в этом нет. Однако в июле 2001 года Конституционный суд уточнил, что эта норма НК касается лишь добросовестных налогоплательщиков. После вынесения этого решения налоговики резко сменили тактику в судах и принялись доказывать недобросовестность компаний.
По мнению партнера юридической компании "Таксхелп" Сергея Шаповалова, исход разбирательства по связанным с проблемными банками эпизодам будет зависеть от того, займет ли суд позицию формального следования закону или захочет разобраться, была ли в действительности применена схема ухода от уплаты налога. "При формальном толковании Налогового кодекса судья в принципе должен сослаться на то, что трехлетний срок давности по этому эпизоду истек (ЮКОСу вменяются деяния 1998-1999 годов.– Ъ),– заявил юрист.– Если же суд захочет разобраться в сути, связанным с ЮКОСом компаниям придется доказывать свою добросовестность при выдаче банку поручения на уплату налогов – в подобных случаях все решается индивидуально по совокупности имеющихся у налоговиков доказательств".
Еще более неопределенны перспективы преследования ЮКОСа за использование так называемых мордовских льгот. Их существование было явным образом прописано в Налоговом кодексе и в судебном порядке никогда не оспаривалось. Даже самый яростный противник льгот – Минфин – никогда не ставил под сомнение законность недавно отмененных инвестиционных соглашений, в соответствии с которыми регионы освобождали компании от уплаты своей части налога на прибыль. Глава торгующей низконалоговыми фирмами компании "Новая стратегия" Александр Умнов сообщил Ъ, что суды о легитимности калмыцких инвестиционных соглашений (идентичных мордовским) в первой инстанции инвесторы всегда выигрывали. Окружной же суд, по его словам, всегда поднимал вопрос о добросовестности налогоплательщиков и отправлял дела на повторное рассмотрение. "Подобные дела множились, но из-за их бесперспективности ни одно так и не было доведено до конца",– отметил Александр Умнов.
ВАДИМ Ъ-ВИСЛОГУЗОВ


К кому еще приходили
В ноябре 1999 года налоговая полиция Москвы по запросу депутата Госдумы РФ от КПРФ Александра Кравца начала проверку финансово-хозяйственной деятельности ВГТРК. Серьезных нарушений выявлено не было. В апреле 2000 года депутат от КПРФ Леонид Маевский направил новый запрос о необходимости проверки деятельности ВГТРК. Проверка выявила задолженность ВГТРК в федеральный бюджет в размере 132,9 млн руб., однако никаких санкций не последовало.
В июне 2000 года представители Федеральной службы налоговой полиции заявили о том, что возбуждено уголовное дело по фактам налоговой проверки деятельности компании ЛУКОЙЛ. Компании вменялось сокрытие доходов от налогообложения на 760 млн руб. В июле Московский арбитражный суд частично отклонил претензии налоговых органов: с компании были взысканы лишь 5 млн руб.
В декабре 2000 года налоговая инспекция #3 Центрального округа Москвы подала иск в арбитражный суд о ликвидации неплатежеспособных компаний ЗАО "Медиа-Мост" и ОАО "Телекомпания НТВ" за неплатежеспособность. 29 мая 2001 года Московский арбитражный суд принял решение о ликвидации ЗАО "Медиа-Мост".
В марте 2002 года межрегиональная налоговая инспекция #2 сообщила о выявлении недоплаты налогов на сумму около 30 млрд руб. по итогам проверки деятельности ОАО "Газпром" за 1999, 2000 и первое полугодие 2001 года. 12 марта глава управления ФСНП по Москве Виктор Васильев заявил о возможности возбуждения уголовного дела за уклонение от налогов в особо крупных размерах в отношении руководителей ОАО "Газпром". 28 октября 2002 года арбитраж Москвы отказал инспекции в удовлетворении иска о взыскании средств с ОАО "Газпром".
В ноябре 2002 года Управление МНС по Республике Саха огласило результаты налоговой проверки деятельности компании АЛРОСА в 1999-2001 годах. Согласно им, компания недоплатила в казну около 29 млрд руб., при этом около 20 млрд руб. приходилось на неуплату компанией НДС с арендной платы, которую она перечисляет Якутии за пользование алмазными месторождениями. В декабре АЛРОСА направила в адрес УМНС свои возражения по актам налоговых проверок, в результате чего размер претензий был снижен до 150 млн руб., выплату которых компания до сих пор оспаривает.


Мировая практика изъятия денег
$4,9 млрд штрафа в июле 1999 года наложил на концерн General Motors суд Лос-Анджелеса за то, что автомобиль Chevrolet Malibu 1979 года выпуска не был оснащен безопасными бензобаками. Компания была вынуждена выплатить $107 млн семье Андерсон, подавшей иск, и еще примерно $4,8 млрд – всем владельцам машин этой модели, пострадавшим в авариях с 1993 года.
$1,4 млрд в апреле 2003 года прокуратура штата Нью-Йорк, комиссия по рынку ценных бумаг (SEC) и Национальная ассоциация фондовых дилеров США (NASD) обязали выплатить группу инвестиционных компаний за предвзятость при составлении рыночных рекомендаций. В частности, Citigroup оштрафовали на $400 млн, CSFB и Merrill Lynch – на $200 млн, Morgan Stanley – на $125 млн, Goldman Sachs – на $110 млн; на $80 млн – Lehman Brothers, JP Morgan, Bear Stearns и UBS Warburg, а также на $32,5 млн – US Bancorp Piper Jaffray. Компании не пытались оспорить это решение.
$3,5 млрд штрафа в июле 2000 года суд Монтгомери предписал выплатить нефтяной компании Exxon по иску штата Алабама за уклонение от ренты при использовании земельных угодий для добычи газа. В 2002 году Верховный суд Алабамы отменил это решение, дело передано на новое рассмотрение. Теперь нефтяной компании грозит штраф в $9,3 млрд.
$575 млн по соглашению правительств США и Франции от сентября 2003 года должен выплатить французский банк Credit Lyonnais в связи с неправомерным приобретением банком американской страховой компании Executive Life. Банк пытается оспорить соглашение.
$478,3 млн штрафа в ноябре 2002 года потребовали антимонопольные органы Евросоюза от строительных компаний Lafarge SA, Knauf GmbH, Gyproc и BPB PLC за участие в ценовом сговоре. Согласно решению суда, французская Lafarge заплатила 249,6 млн евро, британская BPB – 138,6 млн, немецкая Knauf – 85,8 млн, французская Gyproc – 4,3 млн евро.
$262,5 млн в 1997 году выплатил американский концерн Chrysler Corp. в качестве компенсации по иску родителей шестилетнего мальчика, погибшего в автокатастрофе. Причиной смерти ребенка стали технические недоработки в замках задних дверей минивэна Dodge Caravan.
$80 млн штрафа в марте 2003 года был вынужден выплатить инвестиционный банк Merrill Lynch по обвинению в попустительстве махинациям, приведшим к банкротству энергетического гиганта Enron.


№221(2824), Газета "КоммерсантЪ" (online)
03/12/2003
Оригинал материала

Архив:
«декабрь 2003 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
0102
03
04050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031        
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"