Сегодня Арбитражный суд Москвы должен был рассмотреть по существу дело о банкротстве ОАО «Москвич». Однако, как стало известно РБК, вчера рассмотрение дела было перенесено на 28 января 2004 г. Для кредиторов завода это еще один знак того, что дело, скорее всего, затянется надолго, и что в обозримом будущем им не удастся вернуть свои деньги. Банкротство «Москвича» не устраивает московские власти, которые полагают, что завод еще можно реанимировать. По оценкам же кредиторов, в сложившейся ситуации гораздо проще ликвидировать завод, распродав на открытых торгах его имущество и землю. Реально спасти положение способен лишь стратегический влиятельный инвестор, шансы на появление которого, впрочем, невелики.
История с банкротством «Москвича» продолжается уже пять месяцев. По итогам заседания суда, состоявшегося 18 июня, на заводе было введено наблюдение. А временным управляющим предприятия назначен Александр Комаров, выдвинутый на эту должность некоммерческим партнерством «Московская саморегулируемая организация арбитражных управляющих». Заявителем по делу о банкротстве завода 7 мая 2003 года выступил Московский земельный комитет, которому автопроизводитель должен 26,2 млн рублей – это лишь 0,08% его общей кредиторской задолженности, которая по состоянию на начало мая 2003 г. составляла 33,5 млрд рублей.
Банкротство «Москвича» стало вынужденной мерой. Из-за изменения рыночной конъюнктуры предприятие, выпускавшее автомобили низкого качества, перестало быть рентабельным еще в середине 90-х. Мощности «Москвича» простаивают с конца 2001 г., и АЗЛК уже несколько лет не выпускает продукцию. При этом формально он продолжал функционировать и пользоваться коммунальными услугами. Мэрия Москвы не один год пыталась получить в собственность федеральный пакет «Москвича» (60,36% акций), однако отказывалась брать на себя обязательства по огромному валютному долгу (более 700 млн долларов), который висит на «Москвиче» еще с советского времени. Минфин в свою очередь также отказывался списывать данный долг. В этой патовой ситуации Москва несколько месяцев назад поддержала предложение о введении управляемого банкротства на «Москвиче». По словам главы Департамента науки и промышленной политики города Евгения Пантелеева, такой шаг был необходим для спасения предприятия, оздоровление которого, по его оценке, может занять от 2,5 до 3 лет. Таким образом, своими действиями мэрия добивалась не ликвидации предприятия, а лишь «переоценки финансового состояния и выверки долгов».
Как рассказал RBC daily Александр Ковригин, заместитель генерального директора машиностроительного «АСМ-Холдинга», действительно, можно предпринять еще одну попытку реанимировать АЗЛК. Например, восстановить производство по изготовлению запчастей и отвоевать свою часть рынка комплектующих для «Москвичей», который сегодня находится под контролем «левых» (контрафактных) производителей. «Но для запуска такого производства у завода должен появиться серьезный партнер. Следующим этапом могло бы стать возобновление производства «Москвич-2141»», – отмечает г-н Ковригин. Пока совершенно не ясно, кто именно может выступить в качестве такого инвестора. Альтернативный вариант – распродажа имущества предприятия в пользу кредиторов и прекращение его существования.
По мнению заместителя генерального директора Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК) Михаила Блохина, который ранее участвовал в комиссии Минпромнауки России по анализу состояния производственного комплекса завода «Москвич», судьба завода, по всей видимости, не будет решена еще в течение долгого времени. «Суд, вероятнее всего, продлит процедуру наблюдения, потому что за несколько месяцев с момента введения этой меры полностью оценить состояние предприятия было невозможно. Затем, по прошествии времени, состоится еще одно судебное заседание, где может быть принято решение о введении на АЗЛК внешнего управления, а не конкурсного производства. Тогда же по результатам анализа состояния завода может быть разработана программа внешнего управления ОАО «Москвич». О том, сколько предположительно будет стоить восстановление производства, можно будет говорить только в первой половине 2004 года после всестороннего анализа активов и пассивов предприятия, и ни один эксперт сегодня даже примерной суммы назвать не сможет», – сообщил RBC daily Михаил Блохин.
Между тем, в отличие от московских властей, для которых восстановление «Москвича» важно скорее с «имиджевой» точки зрения, для кредиторов актуально доведение банкротства предприятия до конца и его распродажа. Правда на то, что это может произойти в скором времени, они, похоже, не надеются. Примечательно, что в Московском земельном комитете, который выступил заявителем в суде, на вопрос RBC daily: «Что вы ожидаете от предстоящего судебного разбирательства?» – ответить вообще затруднились. Прогнозы «Мосэнерго» (на сегодняшний день долг «Москвича» за потребленную электроэнергию перед этой компанией составляет более 500 млн рублей) также довольно туманны. Пресс-секретарь «Мосэнерго» Михаил Коротков, отвечая на вопрос: «Как и когда "Мосэнерго" планирует получить долг с "Москвича"?», лишь выразил корреспонденту RBC daily надежду на то, что когда-нибудь это все-таки произойдет.
Отдел компаний
Андрей Сердечнов, 27.11.2003