TNS Gallup Media - российская фирма, измеряющая телерейтинги передач - выиграла вчера в Московском арбитражном суде право пользоваться маркой Gallup. Теперь американский Институт Гэллапа (Gallup Organization), которым руководят два сына самого знаменитого социолога мира – Джорджа Гэллапа – не смогут пользоваться своей фамилией и маркой в нашей стране.
Суд постановил, что Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент) неправомочно запретило использование знака Gallup российской фирме 'Гэллап'. Таким образом, право использовать имя американского социолога в России может не Институт Гэллапа, а российские партнеры финнов. Последние, в свою очередь, партнеры англичан, а с американцами имеют отношения только в суде. Патентное право РФ предусматривает, как пояснили ГАЗЕТЕ в Роспатенте, что только одна фирма имеет право на использование того или иного торгового знака на территории России. Финны в свое время зарегистрировали в России четыре знака, обозначающих марку Gallup, а Роспатент запретил ими пользоваться, 'так как это вводит в заблуждение клиентов'.
По итогам суда генеральный директор TNS Gallup Media Владимир Гродский подчеркнул, что «мы всегда были уверены, что претензии Gallup Org безосновательны и победа в данном процессе будет за нами».
История тяжбы насчитывает уже шесть лет. Еще в 1997 году старейший американский социологический Институт Гэллапа поставил в известность всех своих клиентов, что данные российского, казахского, прибалтийского Gallup Media не имеют к ним никакого отношения. За истекшие годы российский Gallup Media был куплен финской компанией Suomen Gallup Oy, тоже имевшей сложные отношения с американцами. Три года назад финнов и все их филиалы купила британская TNS, один из ведущих измерителей телерейтингов. Наш отечественный 'Гэллап' все эти годы в основном занимался измерением телерейтингов, стал крупнейшим измерителем в стране, а сейчас готовится принять участие в первом тендере, который официально установит главного измерителя в стране. (От показателей рейтинга зависит цена на рекламу, которую получают канал и передача, - этими измерениями американцы не занимаются).
Вчерашний суд завершил почти годичное разбирательство, в ходе которого высшая арбитражная инстанция в августе вернула дело на доследование на низшую инстанцию - после того как на заседание суда лично явился 79-летний сын Джорджа Гэллапа - Алек. Сейчас тот же суд, что начинал рассмотрение дела, под председательством той же судьи Давыдовой вынес определение в пользу российских измерителей.
Как рассказал ГАЗЕТЕ адвокат американцев Владимир Шитиков, он был удивлен решением судьи, «поскольку в качестве доказательства были представлены данные опроса, показывающие, что люди в России принимают наш 'Гэллап' именно за тот, американский».
По словам адвоката TNS Gallup Media Максима Титаренко, «нынешние владельцы Gallup Organization в рамках настоящего дела пытались оспорить разрешение Джорджа Гэллапа использовать его имя… однако, по нашим сведениям, ни в одной из более чем 30 стран мира, где товарный знак был зарегистрирован, им не удалось выиграть дело». Между тем в интервью ГАЗЕТЕ Алек Гэллап подчеркнул, что его отец разрешал финнам использовать марку только в Финляндии, а «Россия – важная страна, и мы здесь будем».