Арбитражный суд Москвы вчера прекратил дело по иску лизинговой компании «Ильюшин-финанс Ко» (ИФК) к ОАО «Аэрофлот». Как сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» директор департамента по правовым вопросам "Аэрофлота" Борис Елисеев, компания-истец отозвала свое требование принудить "Аэрофлот" заключить лизинговое соглашение о приобретении шести самолетов Ил-96-300.
Ранее этот иск уже рассматривался различными арбитражными судами 23 апреля, 30 июня и 6 октября этого года. Две первые инстанции признали правоту ИФК, но 6 октября
Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил это решение и отправил дело на новое рассмотрение.
Суть этого беспрецедентного дела заключается в следующем. С 1999 года «Аэрофлот» вел с ИФК переговоры о приобретении на условиях лизинга шести пассажирских самолетов Ил-96-300. К концу прошлого года переговоры зашли в тупик, так как стороны не смогли прийти к единому мнению о размере лизингового платежа. ИФК считала, что эксплуатация такой машины, как Ил-96-300, должна стоить минимум 500 тыс. долл. ежемесячно. А «Аэрофлот» был согласен только на 350 тыс. долл. Тогда ИФК попыталась сломить неуступчивого клиента через суд и на первых порах даже добилась в этом определенного успеха.
Вчерашнее решение отозвать иск, сообщил Интерфаксу генеральный директор ИФК Александр Рубцов, было принято после того, как конфликтующие стороны полностью согласовали условия лизинга самолетов сроком на 15 лет. Борис Елисеев, правда, отказался вчера раскрыть суть мирового соглашения и сказал, что ему неизвестно, когда контакт может быть подписан.
Анонимный источник сообщил Интерфаксу, что окончательного соглашения о размере лизингового платежа добиться так и не удалось. По данным этого источника, речь сейчас идет о сумме около 300 тыс. долл., то есть примерно такой, какую изначально отстаивал «Аэрофлот». Однако в эту сумму не включены некоторые дополнительные выплаты, по поводу которых переговоры между «Аэрофлотом» и ИФК продолжаются.
Примечательно, что конфликтующие компании имеют сходный состав акционеров. В обеих фирмах основных совладельцев двое -- Национальный резервный банк (НРБ) и государство. В «Аэрофлоте» Минимущества контролирует 51,17% акций, а в «Ильюшин-финанс» -- даже 58%. Соответственно, НРБ принадлежит порядка 28% акций авиакомпании и 38% -- лизинговой фирмы.
Проект лизинга Ил-96-300 был задуман в конце 90-х годов как мера по стимулированию выпуска российской авиатехники. "Аэрофлот " никогда не делал большого секрета из того, что чисто технически и экономически эти самолеты ему не нужны. Проект в значительной мере носит политический характер и опирается на поддержку руководства ВПК и отечественного директорского корпуса. Воронежский авиазавод ВАСО, где строятся Ил-96-300, в разное время посещали все российские премьеры, начиная с Виктора Черномырдина. «Аэрофлот» за согласие стать первым эксплуатантом Ил-96-300 в свое время получил от правительства таможенные льготы на приобретение иностранной авиатехники.
ПОДВЕРСТКА
Работы лизинговой компании «Ильюшин-финанс Ко» (ИФК) по постройке двух тяжелых транспортных самолетов Ил-96-400Т для авиакомпании "Атлант-Союз" временно заморожены. Об этом агентству «Финмаркет» сообщил генеральный директор лизинговой компании ИФК Александр Рубцов. По его словам, до настоящего времени авиакомпания не перечислила в адрес ИФК примерно 15 млн долл. авансовых платежей за постройку самолетов на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО). «Атлант-Союз» при поддержке правительства Москвы (основной акционер авиакомпании) ищет необходимые финансовые ресурсы, но все плановые сроки авансовых платежей уже прошли, отметил гендиректор. Он подчеркнул, что в настоящее время ИФК рассматривает возможность достройки Ил-96-400Т, ранее предназначавшихся для "Атлант-Союза", для других авиакомпаний. К взятию в финансовый лизинг самолетов этого типа проявили интерес авиакомпании "Волга-Днепр" и "Аэрофлот". 16 января 2003 года были подписаны два контракта: один между ИФК и "Атлант-Союзом" и второй, тройственный, между ИФК, ВАСО и АК им. Ильюшина. Планировалось, что правительство Москвы выступит гарантом по облигациям, выпускаемым авиакомпанией "Атлант-Союз" под постройку первых двух самолетов Ил-96-400Т для финансирования их приобретения. Однако затем схема финансирования была изменена. Предполагалось, что в качестве стратегического кредитора программы выступит Банк Москвы.