|
|
|
|
Пивная марка «Афанасий» известна значительной части отечественных любителей пенного напитка. Ещё бы, ведь компания, рекламирующая своё пиво как знаковое, по некоторым данным, контролирует до 2% российского пивного рынка. Особую любовь к пиву «Афанасий» проявляют Москва и Подмосковье, где продаётся порядка 60% продукции тверских пивоваров, а также Санкт-Петербург и Тверская область. Помимо названных «Афанасий» поступает ещё в десяток регионов России. И повсюду покупатели считают, что пиво «Афанасий» является продукцией преуспевающей тверской компании. На самом деле это не совсем так (или совсем не так...). Однако для того чтобы выяснить, кто является владельцем торговой марки «Афанасий», потребовалось провести целое расследование. А уж для того, чтобы разобраться в том, кому на самом деле принадлежит предприятие, выпускающее это самое пиво, боюсь, придётся обращаться к услугам Шерлока Холмса. Но мы всё-таки попытаемся рассказать нашим читателям, какие интересные дела творятся под вывеской с Афанасием Никитиным.
Компанией, производящей пиво «Афанасий», вот уже в течение нескольких лет руководит молодой предприниматель Максим Ларин. Выпускник Московского института пищевой промышленности пришёл работать в отдел продаж акционерного общества «Тверь-Пиво» в 1993 году. В 95-м Ларин стал коммерческим, в 97-м — финансовым, а уже в 1998 году — генеральным директором. Столь стремительная карьера Максима объясняется довольно просто. 1 апреля 1976 года генеральным директором Калининского пивоваренного объединения был назначен... Вячеслав Ларин. Однофамилец? Нет — родной папа.
Именно Ларин-папа руководил предприятием, когда в 1992 году на месте Калининского объединения возникло ЗАО «Тверь-Пиво». Под чутким руководством Вячеслава Ларина вырос и новый глава семейного бизнеса, возглавивший в 1998 году дочернюю фирму ЗАО «Тверь-Пиво» — ОАО «Афанасий-Пиво», куда были переданы все производственные мощности материнской фирмы. Схема сделки была довольно проста: вновь созданное ОАО «Афанасий-Пиво» отдавало материнской фирме 100% своих акций в обмен на имущество ЗАО «Тверь-Пиво», стоимость которого советом директоров последнего была определена равной остаточной стоимости.
Обе компании активно работали. Завод производил пиво, которое неплохо продавалось на российском рынке и приносило ощутимую прибыль. Может быть, именно поэтому тверским предприятием заинтересовалась германская корпорация Holsten. Германо-тверской союз не состоялся исключительно из-за досадного недоразумения — как раз в это время закрытым акционерным обществом «Тверь-Пиво» заинтересовалась Налоговая полиция. По данным, опубликованным в СМИ, в результате налоговых проверок Максиму Ларину было предъявлено обвинение в уклонении от уплаты налогов и сокрытии доходов на 1 миллиард 600 миллионов рублей. Поводом для данного обвинения стало то, что в 1995—1996 годах ЗАО «Тверь-Пиво» якобы проводило через сеть подставных посреднических фирм закупку сырья, тары и упаковки. Когда «Тверь-Пиво» вернуло кесарю кесарево, мытари оставили Максима Ларина в покое, но к этому времени у концерна Holsten пропало всякое желание иметь дело с тверскими ребятами. Что ж, немцы — народ не только педантичный, но и весьма ценящий непорочность деловой репутации.
Теперь давайте проследим судьбу товарного знака «Афанасий». Оказывается, этот нематериальный актив может приносить весьма ощутимые материальные дивиденды. Главное — правильно выбрать схему.
Ещё в 1992 году АОЗТ «Ива» по заказу ЗАО «Тверь-Пиво» разработало и зарегистрировало на себя товарный знак № 151678. В январе 96-го «Ива» предложила ЗАО «Тверь-Пиво» выкупить данный знак за сумму, близкую к $100 тысячам. «Тверь-Пиво» выкупать знак почему-то не захотело, зато правами на него заинтересовалась швейцарская компания T&I Investment AG, которая вскоре приобрела его за $25 430. В июне 1998 года компания T&I Investment AG и ЗАО «Тверь-Пиво» заключили лицензионный договор, по которому «Тверь-Пиво» получило исключительное право использования товарного знака № 151678. Согласно этому договору за последующие четыре года «Тверь-Пиво» перечислило в пользу T&I Investment AG 125 437 888 рублей!
В Интернете можно найти информацию о том, что в 1995 году ООО «Информсервис» разработало по заказу ЗАО «Тверь-Пиво» другой товарный знак, зарегистрированный Роспатентом под № 168549 на швейцарскую компанию Eastern Union Holding AG. В апреле 1999 года между Eastern Union Holding AG и ЗАО «Тверь-Пиво» был заключён лицензионный договор на исключительное право использования товарного знака № 168549. Размер роялти определялся сублицензионным договором, при этом ставки роялти составили по светлым сортам пива 30%, по тёмным — 20% (в то время как средняя рыночная ставка лицензионных отчислений составляла порядка 5%). По данному договору с июня 1999 года по июль 2002 года ЗАО «Тверь-Пиво» перечислило в пользу Eastern Union Holding AG $13300184.
В Твери начались разговоры, что швейцарцы владеют не только торговым знаком, но и при помощи директора Ларина скупили весь завод. Со временем разговоры становились всё более активными, как писала прошлой осенью газета «Тверская жизнь»: «...господин Ларин только и делал, что всячески доказывал свою преданность нашему краю, городу Твери, «родному» заводу... Клал руку на сердце, убеждая всех и каждого в своей непричастности к швейцарской фирме, которая за последнее время стала практически полным хозяином Тверского пивоваренного завода».
Действительно ли тверской завод принадлежит швейцарцам и какое отношение к этому имеет Ларин, оставалось тайной до тех пор, пока одна из московских инвестиционных групп не скупила 40% акций «Тверь-Пиво» и не стала претендовать на доступ к управлению предприятием. Руководство ОАО «Афанасий-Пиво» тут же развернуло войну против нового акционера, инициировав ряд судебных исков и продав швейцарской фирме «Брау Сервис» основные средства, полученные от ЗАО «Тверь-Пиво» при учреждении. В частности, были проданы два объекта недвижимости общей площадью свыше 3000 кв. метров. Некоторые СМИ высказывали предположение, что 77% акций ОАО «Афанасий-Пиво» были проданы «Брау Сервис» задним числом. Предпринимались и другие меры по недопущению нового акционера на предприятие. Так, например, именно в то время, когда новый генеральный директор Вячеслав Карпухин попытался попасть на завод, в дежурную часть ОВД Московского района Твери поступил телефонный звонок от неизвестного лица, сообщившего, что в аммиачно-компрессорном цехе пивзавода скоро взорвётся бомба. Место происшествия было оцеплено, все рабочие завода эвакуированы. Не правда ли, странное совпадение?
Не сумев договориться со старым руководством, москвичи предъявили прессе документы о связях Ларина со Швейцарией. Из документов явствовало, что 4 июля 1997 года в швейцарском городе Золотурн нотариусом доктором Пирмином Бишофом было выдано свидетельство об учреждении фирмы T&I Investment AG. Учредителями фирмы стали гражданка Германии Елена Зиберт — 1 именная акция из тысячи зарегистрированных, гражданка Швейцарии Урсула Шмитц — 1 акция и гражданин России Максим Ларин — 998 акций. Шмитц и Зиберт внесли на счёт T&I Investment AG по 100 швейцарских франков, господин Ларин — 99 800 франков. Позже T&I Investment AG была преобразована в фирму Eastern Union Holding AG.
В августе 1999 года ОАО «Афанасий-Пиво» выпускает 72 тысячи акций. Все акции были приобретены фирмой T&I Investment AG за $1 440 000 с оплатой оборудованием для пивопроизводства. В апреле 2002 года ЗАО «Тверь-Пиво» продаёт компании Eastern Union Holding AG 112 460 акций ОАО «Афанасий-Пиво» за 12 932 900 рублей. Тогда же ЗАО «Тверь-Пиво» продало принадлежащие ему 617 540 акций ОАО «Афанасий-Пиво» дочерней компании Eastern Union Holding AG — ООО «Брау Сервис» за 72 869 720 рублей.
В результате этих сделок владельцами ОАО «Афанасий-Пиво» стали две компании, принадлежащие Максиму Ларину, — Eastern Union Holding AG (23% акций) и ООО «Брау Сервис» (77% акций), а сам Ларин фактически становится собственником производственных мощностей, ранее принадлежавших ЗАО «Тверь-Пиво». На последнем этапе Ларину по логике вещей желательно провести процедуру банкротства ЗАО «Тверь-Пиво», в котором уже нет никаких активов, но имеется огромная задолженность перед бюджетом. И ЗАО «Тверь-Пиво» начинают банкротить! Сначала накапливаются крупный долг по НДС перед государством и кредиторская задолженность перед Eastern Union Holding AG. Затем ЗАО «Тверь-Пиво» проводит быстрое погашение задолженности перед швейцарской фирмой. В результате на погашение остальных долгов у ЗАО «Тверь-Пиво» не остаётся денежных средств. И тут же с требованием признать «Тверь-Пиво» банкротом за долг в 164 тысячи рублей в суд обращается акционер ЗАО «Тверь-Пиво» «Новые финансовые системы». Почти параллельно в Арбитражный суд г. Москвы поступает иск от Eastern Union Holding AG о взыскании более 300 млн. рублей с ЗАО «Тверь-Пиво» и ОАО «Афанасий-Пиво».
Тогда московские акционеры компании нанесли ответный удар, обратившись с заявлениями едва ли не во все органы России. По данным заявлениям, 26 июня 2002 года прокуратура г. Москвы возбудила уголовное дело против генерального директора ОАО «Афанасий-Пиво» Ларина и генерального директора ЗАО «Тверь-Пиво» Харитонкина. К лету этого года делом достаточно плотно занялась Генеральная прокуратура России, направившая по данному делу международное следственное поручение в правоохранительные органы Швейцарии. А совсем недавно Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству признала в своём заключении, что в действиях Ларина присутствуют признаки преднамеренного банкротства.
Пока неясно, куда вынесут пивные волны всю эту историю. Россияне пока ещё не такие активные потребители солодового напитка, как, например, ирландцы или те же немцы. Но мы достаточно далеко шагнули в плане технологичности производственного процесса и, по правде сказать, «Афанасий» — довольно приятное на вкус пиво. Неприятный осадок оставляет лишь, мягко говоря, «неэффективное» управление деньгами, которые мы платим за «знаковое» пиво. Федеральный бюджет и налоги — это не что-то отвлечённо государственное. Это вполне конкретные безопасность, пенсии, школы, больницы, социальные программы. И если кто-то на них посягает, то с этого человека надо спрашивать независимо от того, какое он варит пиво и чьи портреты рисует на этикетках.