Учебный передел
Почему в нашей области закрываются техникумы
Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск
На последнем августовском совещании один из руководителей области сказал такую фразу: "Возникла угроза, что челябинские техникумы превратятся в филиалы московских вузов". Прозвучала она как-то зловеще, хотя ничего страшного присутствующие как будто бы не услышали. Ну, не станет техникумов, зато появятся новые вузы, что, может быть, даже еще и лучше. Ведь молодежь (не без давления родителей) предпочитает среднему специальному высшее образование. Впрочем, это суждение может показаться кому-то поверхностным. В автотранспортном техникуме, например, конкурса меньше 6-8 человек на место не бывает. В монтажном колледже нынче на 25 мест по специальности "Программирование" претендовали 15 медалистов. Спрос есть.
Но техникумы как будто попали в омут "Бермудского треугольника". Первым исчез с территории Южного Урала Троицкий аграрный техникум. К счастью, формально, но не фактически. Его забрал себе в качестве структурного подразделения университетского комплекса ректор Троицкой ветеринарной академии. Главное, что бюджетные места сохранили, чему мы все от души должны радоваться. Ведь если и есть о чем горевать сегодня, так это о потере бесплатного образования.
Следом за Троицким техникумом канула в Лету Челябинская банковская школа. За обучение в ней люди платили бешеные деньги. Но оно, говорят, того стоило. Такой технической оснащенности, как здесь, не было больше у нас нигде. Банковскую школу за-крыл Центральный банк РФ под предлогом отсутствия необходимости в специалистах среднего звена.
А в мае этого года как снег на голову прошла реорганизация еще двух челябинских техникумов. По решению из Москвы индустриальный колледж объединили с энергетическим, из двух флаконов, так сказать, слили содержимое в один. Причем у руководства области разрешения не спросили, даже в известность не поставили, нарушив, мягко говоря, все правила приличия. Коллектив индустриального колледжа с решением Минтопэнерго не согласился. Дело рассматривалось в Московском арбитражном суде. Но суд признал действия учредителя законными. Единственный его результат - перед руководством области извинились.
Плохому примеру последовали и другие. На торгово-экономические техникумы в Магнитогорске и Златоусте положило глаз Министерство торговли и внешнеэкономических связей, возымев намерение превратить их в филиал Российского государственного торгово-экономического университета. А Министерство труда и социальных отношений решило взять под крыло Московского государственного социального университета Челябинский юридический техникум.
Ну а нам-то какое дело до всего этого, скажет мудрый читатель. В принципе студенту без разницы, где получать специальное образование: в техникуме или вузе. В вузе даже престижнее, особенно - солидном, авторитетном, московском. Выходит, что студент ничего не теряет, а даже в каком-то смысле выигрывает. Боюсь, что привлекательность перемен, о которой нам сегодня особенно сладко рассказывает Москва, - блестящая наживка наподобие фальшивой рыбки, чтобы поймать нас на крючок. В том, что жители нашей области останутся не внакладе, нет по ряду причин никакой уверенности.
Возьмем торгово-экономический техникум в Златоусте. Он сегодня имеет филиалы в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, в Тюменской области. И оттуда денежные потоки идут напрямую в техникум и в бюджет Златоуста. С переменой статуса они потекут уже в Москву. Техникум и Златоуст потеряют значительную денежную сумму. Примерно в шесть раз уменьшится размер налога, который город получает от техникума сейчас. Как похудеет в этом случае кошелек каждого конкретного жителя Златоуста, люди, может быть, и не заметят. Но вот когда они столкнутся с отсутствием бюджетных мест в учебном заведении под красивой московской вывеской, я думаю, пригорюнятся. Почему такой пессимистический прогноз насчет потери бюджетных мест? Так ведь есть примеры перед глазами. Как вы думаете, сколько их сейчас у челябинского института (тот же филиал) Российского торгово-экономического университета? 50 - на очном и 15 - на заочном отделении при приеме в 950 человек. Это при том, что Москва оставила себе львиную долю бюджетных мест. Она что, беднее Челябинска?
"Кончилось время бесплатного образования", - объясняют нам. Но тогда почему оно осталось в столице? Или время мы с ней сверяем по разным часам?
Все, что сейчас происходит, - только видимая часть айсберга. А что скрывается под водой? Чтобы это понять, полезно задуматься над вопросом: по каким таким причинам у московских вузов появилась тяга к укрупнению и созданию университетских комплексов? Должно же быть какое-то объяснение. В официальной переписке, с которой я познакомилась в главном управлении образования и науки нашей области, все, как будто сговорившись, повторяют одно и то же: "с целью оптимизации бюджетных расходов". Но оптимизацией (читай - сокращением) тут пока и не пахнет. Откуда ей быть, если все, о чем пишет министр труда А. Починок, правда? "Ликвидация Челябинского юридического техникума не приведет к сокращению рабочих мест, не лишит студентов возможности продолжить начатое обучение", - обещает нам Александр Петрович. Если все сохраняется, как и прежде (педагогический состав, цифра приема, набор специальностей, контингент учащихся, количество бюджетных мест), то с каких это щей уменьшатся расходы? Тут либо оптимизация ни при чем, либо обещание - от лукавого.
Об истинных причинах можно высказать лишь предположения.
Правительство РФ вот уже несколько лет готовится к тому, чтобы часть техникумов и вузов перевести на региональное финансирование. Судя по документам, это произойдет в 2005 году. Чтобы сохранить за собой федеральное финансирование, вузам желательно сейчас укрепить свои позиции.
Есть еще одна причина, по которой они могут так страстно желать укрупнения. Сейчас на государственном уровне обсуждают четыре варианта приватизации учебных учреждений. Если приватизацию разрешат, то в частные руки попадет роскошная собственность. Ведь образование - очень прибыльный бизнес. Поэтому сокращение бюджетных мест - это не одна возможная беда, которая ждет нас в будущем. Частник ведь своей собственностью может распорядиться как угодно: закрыть, продать, перепрофилировать. И защититься от надвигающихся проблем у нас нет юридической возможности.
- Самый оптимальный вариант защиты - сделать техникумы структурными подразделениями челябинских вузов, - считает начальник главного управления образования и науки области Владимир Садырин.
Но учредители с этим не соглашаются. Депутаты Законодательного собрания, к которым Александр Починок обратился за согласием на ликвидацию юридического техникума, дали отрицательный отзыв. Они вышли со встречным предложением - передать юридический техникум ЧелГУ. Но Починок проигнорировал мнение законодательной власти.
А в юридическом техникуме сегодня люди радуются новой вывеске, которая не сегодня завтра появится на дверях их учебного учреждения. Но будут ли они там работать? При аттестации вузу нужно иметь определенное количество кандидатов и докторов наук. Значит, нынешние кадры будут вытесняться другими. Куда пойдут эти люди без званий и ученых степеней? И где будут учиться их и наши дети? n