Минеральную воду «Нарзан» можно добывать только изскважин, расположенных в городе Кисловодске. Это подтвердил Арбитражный суд Москвы, отклонив иск петербургской компании «Эффект». Она пыталась доказать, что «Нарзан» – вид минеральной воды, ане один изстарейших брэндов советской эпохи. Между тем предприниматели собираются обратиться вкассационный суд.
Розлив воды «Нарзан» начали в Кисловодске еще в 1894 году. Минеральная вода вскоре прославилась своими лечебными свойствами, и многие предприимчивые бизнесмены стали добавлять к названию воды, добытой в разных уголках Советского Союза, знаменитое «Нарзан». Так, в разное время граждане могли пить «Крымский нарзан» из Феодосии, «Великодалинский нарзан» из Одессы или сочинский «Нарзан-Чвижепсе», пока в 1995 году российское патентное ведомство не выдало права на товарный знак «Нарзан» по месту происхождения ОАО «Нарзан».
В конце 90-х петербургская компания «Эффект» наладила выпуск «Тeбердинского нарзана». Не успел потребитель распробовать новинку, как Роспатент и Торгинспекция запретили компании выпускать воду под таким названием и оштрафовали ее на 44 тыс. рублей. Обиженные бизнесмены в начале 2003 года подали в палату по патентным спорам Роспатента требование отменить регистрацию товарного знака «Нарзан» по месту происхождения. Роспатент признал его безосновательным. Тогда представители компании обратились с иском против Роспатента в арбитраж. В пятницу Арбитражный суд Москвы этот иск отклонил .
Замдиректора компании «Эффект» Ханафий Шунгаров заявил «Столичной»: «Когда мы получим решение Арбитражного суда в письменном виде, будем думать, что делать дальше, скорее всего, подадим в кассацию».
По словам Шунгарова, «“Нарзан” разливали во многих местах. Вода прославилась своим химическим составом и минерализацией. “Нарзан” выступал товаром до того, как его зарегистрировали как брэнд, и эта регистрация была незаконна».
По словам завлабораторией минеральных вод НИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности Вадима Алтаева, «минеральная вода получается особенной не только благодаря своему составу. На ее свойства влияет энергетика места, откуда она добывается. Это доказано учеными, и поэтому в нашей стране был разработан ГОСТ Р 51074-91, в котором зафиксировано, что название минеральной воды происходит от места ее происхождения. Например, “Боржоми” – это вода, добытая только из скважин боржомского месторождения, “Ессентуки” – из ессентукских источников, а “Нарзан” – из кисловодских».
Руководитель регионального отдела компании «Вандекс» (дистрибутор «Золотого Боржоми») Артур Голд уверен, что «”Нарзан” – бесспорный брэнд. То, что ОАО “Нарзан” зарегистрировало на себя товарный знак “Нарзан”, правильно».
С ним согласился директор по маркетингу компании «ВБД Минеральная вода» (выпускает воду «Ессентуки», «Валдайский заповедник») Сергей Павлов: «В нашей стране законодательство в этой области несовершенно. А натуральная минеральная вода – продукт, который нельзя произвести, она рождается самой природой. И потребитель должен ориентироваться на ту воду, качество и полезные свойства которой проверены временем».