Инициатор расследований против "ЮКОСа" депутат Госдумы Владимир Юдин решил взяться за последнее приобретение компании Михаила Ходорковского - НК "Сибнефть". Вчера Юдин объявил, что просил Генпрокуратуру проверить приватизацию компании. Впрочем, даже в самой прокуратуре слабо верят в перспективы этого дела.
Как заявил на пресс-конференции сам Владимир Юдин, еще 24 октября он направил в Генпрокуратуру депутатский запрос по поводу законности приватизации "Сибнефти" в 1995 г. "51% акций компании были практически бесплатно уведены от государства", - полагает депутат. Материалы для своего запроса он получил месяц назад от "группы интересных людей".
Суть своих претензий Юдин не раскрыл, однако прошедший в 1995 г. залоговый аукцион по "Сибнефти" был открыт для прессы и подробности его хорошо известны.
"Сибнефть" - единственная вертикально-интегрированная компания в России, созданная не по постановлению правительства, а по указу президента РФ Бориса Ельцина от 24. 08. 1995. В плане правительственной комиссии по регулированию вопросов, связанных с формированием нефтяных компаний, "Сибнефти" не было. Указ о передаче в залог 51% акций "Сибнефти" президент подписал 27 ноября 1995 г. , а прошел аукцион 28 декабря.
Формально на акции нефтяной компании претендовали четверо: консорциум банка МЕНАТЕП и ЗАО "Тонус" под гарантии банка СБС; альянс банка СБС и ЗАО "Нефтяная финансовая компания" под гарантии банка МЕНАТЕП; Инкомбанк под гарантии Мосбизнесбанка и АО "Самеко" под гарантии Инкомбанка. Но присутствующие не скрывали, что на деле претендентов только двое - Инкомбанк и Борис Березовский при поддержке СБС и МЕНАТЕПа.
После приема заявок от группы Березовского председатель Госкомимущества Сергей Беляев объявил перерыв на два часа. А затем комиссия сняла заявку от Инкомбанка и предъявила вице-президенту банка Сергею Калугину письмо гендиректора "Самеко" об отзыве и этой заявки. Протокол заседания совета директоров "Самеко", по которому право подписи всех связанных с аукционом документов делегировалось Калугину, впечатления на чиновников не произвел. Председатель РФФИ Владимир Соколов заметил, что "совет директоров "Самеко" должен сам разбираться со своим гендиректором". А 51% акций "Сибнефти" получила Нефтяная финансовая компания, предложившая кредит в $100,3 млн при стартовой цене $100 млн. В продемонстрированной журналистам заявке Инкомбанка значилось $175 млн, "Самеко" - $171 млн.
В мае 1996 г. Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Инкомбанка к "Сибнефти", Госкомимуществу и РФФИ, признав результаты аукциона недействительными. Но уже в июле против Инкомбанка началась информационная война, приведшая к краху банка. А фирмы Березовского и Романа Абрамовича купили у государства еще 34% акций "Сибнефти". Недавно 92% акций "Сибнефти" были проданы "ЮКОСу", поэтому эксперты решили, что новый запрос Юдина направлен прежде всего против компании Михаила Ходорковского.
Участник приватизации "Сибнефти" Сергей Беляев уверен, что все было сделано по закону. "Если же у Юдина есть вопросы, почему позднее государство не выкупило акции из залога, пусть задаст их Борису Ельцину", - говорит Беляев. А Сергей Моложавый, бывший на аукционе секретарем конкурсной комиссии, напоминает, что Генпрокуратура уже проверяла приватизацию "Сибнефти" и ничего не нашла. "Юдин забывает, что цена любой сделки определяется рынком. В 1995 г. риски были такими высокими, что никто не решался вкладывать деньги в Россию, кроме нескольких сумасшедших, которых сейчас называют олигархами", - полагает Борис Березовский. Представители "ЮКОСа" и "Сибнефти" вчера заявили, что не получали никаких запросов из Генпрокуратуры, а комментировать заявления Юдина - занятие бессмысленное. Между тем именно по запросу Юдина о приватизации мурманского "Апатита" Генпрокуратура возбудила уголовное дело, по которому арестованы Платон Лебедев и Михаил Ходорковский.
Впрочем, в управлении информации Генпрокуратуры "Ведомостям" сообщили, что пока не располагают запросом депутата по "Сибнефти". А источник, близкий к руководству прокуратуры, полагает, что у такой инициативы мало шансов. "С учетом слов президента Владимира Путина о том, что дело "ЮКОСа" не должно превратиться в кампанию, вероятность того, что депутатский запрос станет результативным, мала", - говорит собеседник "Ведомостей".