История борьбы за право российских пивзаводов выпускать «Жигулевское» длится уже больше 10 лет. Напомним, что в СССР производителями «Жигулевского» были более 100 заводов. После развала Союза самарский завод первым из них подал в Роспатент заявку на торговую марку, получил монопольные права на это название и потребовал от других заводов прекратить его использование или заключить лицензионные договоры на выпуск пива под этим брэндом. Решение Роспатента вызвало протесты пивоваров, и они отказались выполнять требования самарцев. В итоге сразу в нескольких судах РФ начались судебные процессы о незаконности использования торгового знака «Жигулевское», инициированные компанией «Жигулевское пиво». В результате Роспатент отменил свое решение, и «Жигулевское пиво» начало судебную борьбу за свой брэнд. По мнению юрисконсультов компании, ОАО «Жигулевское пиво» было вправе зарегистрировать товарный знак «Жигулевское», поскольку именно самарская компания является правопреемником основанного в 1881 году Жигулевского пивоваренного завода, впервые выпустившего «Жигулевское». Только после национализации завода другие предприятия стали выпускать пиво под маркой «Жигулевское». Апелляционная палата Роспатента несколько раз отказывала «Жигулевскому пиву» в его требованиях, последний раз 25 октября 2001 года. Затем судебная битва продолжилась в
московском арбитраже, который 1 апреля этого года удовлетворил иск самарского ОАО «Жигулевское пиво» и признал недействительным решение Высшей патентной палаты Роспатента от 25 октября 2001 года. Бадаевский и Останкинский пивзаводы обжаловали в апелляционной инстанции суда это решение, и в августе этого года их жалоба была удовлетворена. Однако юристы самарской компании на этом не успокоились и обратились с кассационной жалобой в
Федеральный арбитражный суд Московского округа, который на этой неделе кассацию не удовлетворил.
Будет ли ОАО «Жигулевское пиво» и дальше продолжать борьбу за брэнд «Жигулевское», пока не ясно. Руководство самарской компании пока от комментариев отказывается. По сведениям источника „Ъ“ в «Жигулевском пиве», точку в борьбе за один из самых известных брэндов между самарской компанией с одной стороны и Роспатентом РФ, Бадаевским и Останкинским пивзаводами с другой поставит Высший арбитражный суд. «Юристы «Жигулевского пива» уже готовят документы для обращения в Высший арбитраж», - отметил источник.
Тем не менее, в удачном исходе борьбы за брэнд «Жигулевское», похоже, сомневается и само «Жигулевское пиво».
Адвокат самарской компании Владимир Цыплаков считает, что вопрос регистрации товарного знака «Жигулевское» тесно связан с проблемой приватизации товарных знаков, использовавшихся в массовом порядке советскими предприятиями после их приватизации. «Этот вопрос в российском законодательстве пока не решен», -отметил господин Цыплаков.
Комментируя сложившуюся ситуацию вокруг торговой марки «Жигулевское», директор пивзавода «Балтика-Самара» Юрий Чентырев отметил, что споры вокруг этого брэнда носят финансовую подоплеку. «Ведь в том случае, если ОАО «Жигулевское пиво» смогло бы отстоять свое право на торговую марку, то остальным заводам-производителям пришлось бы в обязательном порядке заключить соответствующие договоры», - заявил директор «Балтики-Самары». «С другой стороны, - отметил господин Чентырев,- само словосочетание «жигулевское пиво» приобрело общеупотребительный характер, и поэтому заявлять об исключительных правах на этот товарный знак не совсем корректно».
НИКОЛАЙ ЖАРКОВ