О PR-е России за рубежом говорят много. И, как правило, приходят к однозначному выводу - у России нет последовательной информационной политики. Причины негативной репутации России идут от отсутствия системы объективного и полного информирования о происходящем в стране, а также пассивность государства на фоне западных стран, которые целенаправленно формируют нужный им образ России.
Впрочем, и в самой России любой желающий вполне может стать проводником нужной информации на западную аудиторию. Тамошний зритель не очень разборчив в канале получения информации о событиях происходящих в России, тем более, что и каналов этих не так уж и много.
На сегодняшний день образ России за рубежом создают люди, находящиеся в опале. Это и Борис Березовский, и Михаил Ходорковский, и Владимир Гусинский. Особым образом в этом ряду опальных олигархов выделяются те, кто может создавать определённый имидж и извлекать из этого дивиденды. Люди, непосредственно связанные со СМИ. А если выражаться более конкретно, то в данном случае речь идёт о Евгении Киселёве.
То, что Евгений Киселёв давно уже из тележурналиста переквалифицировался в политического пиарщика, говорили давно. Так, ещё в бытность пребывания его на посту генерального директора НТВ, Леонид Парфёнов свой уход мотивировал тем, что на НТВ уже нет ни свободы, ни слова.
С «успехом» завершив свою карьеру на НТВ, политический зубр Евгений Киселев обрёл новое пристанище – телеканал ТВС, являющийся собственностью МНВК. Впрочем, и там тоже не обошлось без подковёрных интриг и громких скандалов, которые до сих расхлёбывают владельцы МНВК, пытающиеся вернуть, по их выражению «насильственным путем взятого и незаконно удерживаемого имущества» на 2,1 млн. долларов. Дело тут вот в чём.
Киселев, будучи уже главным редактором ТВС и рассорившись к тому времени с Гусинским, находясь в Лондоне, откликнулся на предложение о встрече с Борисом Березовским. В процессе переговоров родилась сделка: Березовский финансирует руководство ТВС в размере 5,5 млн. долларов, а ТВС, в свою очередь, обязуется «подсвечивать» в своих информационных выпусках деятельность созданной Березовским партии «Либеральная Россия»
Несмотря на то, что у Киселева был на случай таких щепетильных денежных дел специальный человек – Антон Аренс, он предпочел в качестве посредника для передачи денег выбрать своего ближайшего друга Виктора Шендеровича. Во-первых, тут сказалось, что Шендерович известен как человек в денежных вопросах крайне жадный, т.е. дело доведет до конца, а, во-вторых, за Аренсом вполне могла быть установлена слежка как акционерами, так и государственными службами, учитывая откровенно оппозиционный характер деятельности Киселева.
Шендерович поехал за деньгами в Лондон в мае этого года, когда финансовый и кадровый кризис на ТВС накалился до скандальных пределов. Шендерович так увлекся идеей «пиара» Либеральной России, что после успешной победы в акции этой партии «Мой кандидат» (занял первое место), этот любитель митингов и оппозиционности даже собирался вступить в партийные ряды. Но когда на горизонте реально маячил отказ Минюста РФ зарегистрировать «Либеральную Россию» Березовского, Киселев попросил в июне разрешения БАБа временно использовать его деньги для решения неотложных финансовых проблем ТВС: выплата зарплат, аренда и проч. Но на этом всё и закончилось. Некогда тёплые отношения между Киселёвым и Березовским зашли в экономический тупик с политическим подтекстом. Многим работникам ТВС до сих пор не погашены задолженности по зарплате, ТВС не вернуло технику МНВК, обратно 5.5 млн. долларов не получил ни БАБ, ни его не зарегистрированная «Либеральная Россия».
Новые владельцы ЗАО "Московская независимая вещательная корпорация", видимо, не без подсказки бывшего владельца МНВК Бориса Березовского, решили подать в Московский арбитражный суд иск против человека, которого считают главным виновником происходящего - Евгения Киселева. Не исключено, что здесь не обошлось без участия Бориса Абрамовича, решившего, что с дохлой овцы хоть шерсти клок. Правда клок потянул на два миллиона сто тысяч долларов, но БАБу хочется хотя бы таким образом наказать Евгения Алексеевича за предательство интересов.
Сам же Киселёв пока в основном отмалчивается и разводит в сторону руки, дескать, не понимаю, чего вы от меня хотите. В интервью «Газете» он пояснил, на ТВС «занимал достаточно декоративную должность главного редактора, ни по закону, ни по уставу
не имел права распоряжаться материальными ценностями и имуществом». И действительно, номинально, материально ответственной за имущество является дирекция, в лице и.о. генерального директора АО "Шестой телеканал" Галины Сегодиной, однако фактически, ни один финансовый документ не проходил мимо главного редактора. Так что с правовой точки зрения Киселёв прав, что и позволяет ему направо и налево кричать о том, что проблема имеет не экономический, а политический подтекст. Из этого следует, что деньги он возвращать явно не собирается.
Как выпутаются (и выпутаются ли вообще) из этой ситуации кредиторы, не совсем понятно. Ясно одно. У Киселева в руках в очередной раз оказался инструмент (газета «Московские новости», являющаяся едва ли не единственным источником информации для иностранцев в России), который позволяет принижать роль российской политической системы, делить бизнес на «хороший» и «плохой». О последствиях, вызванных использованием этого инструмента Евгением Киселёвым, можно только догадываться. Хорошо, если история с «Московскими новостями» закончится так же, как и с телеканалами НТВ и ТВС. Но, похоже, дело этим не ограничится. Речь идёт не только о судьбе и имидже конкретного издания, но об имидже России в целом, о том, как её будут воспринимать иностранцы, живущие в России и за её пределами. Как бы ни была представлена журналистами ситуация с НТВ и ТВС – это наше внутреннее дело, имидж России за рубежом – это уже далеко не личное. Этот вопрос можно воспринимать по-разному: как риторический или требующий немедленного ответа, но он позволяет задуматься над тем, так ли безобидна роль Евгения Киселёва в масштабах всей России, и сделать однозначный вывод.
Игорь Кулагин
Источник: ПРАВДА.Ру