Знаменитая пивоварня из чешского города Будеевицы Budweiser Budwar потребовала прекратить продажи в России пива Budweiser Burgerbrau, которое выпускается расположенным в том же городе заводом Samson. Samson и Budweiser Budwar оспаривают право на продажу пива под будеевицкой маркой во многих странах - теперь в их число попала и Россия.
Название пива Budweiser - производное от немецкого названия города Будеевице, которое звучит как Budweise. Пиво под маркой Budweiser выпускается будеевицкими пивоварнями Budweiser Budwar и Samson, а также американской Anheuser-Busch.
Принадлежащий Министерству сельского хозяйства Чехии Budweiser Budwar гораздо крупнее частного Samson. В прошлом году Budwar выпустил около 1,4 млн гектолитров пива - в пять раз больше соседа. Но Samson располагает важным для пивного рынка преимуществом: он значительно старше конкурента. Budweiser Budwar построен в 1895 г. , а вот Samson возводит свою историю к 1795 г. - в Чехии пивоварня даже рекламируется под слоганом "Мы были здесь раньше".
Несколько лет назад Budwar стал добиваться в чешских, австрийских и немецких судах запрета на продажи самсоновского Budweiser. В нашей стране продукция Samson стала продаваться в этом году, и Budwar немедленно начал борьбу с российскими торговцами этим пивом (представительства Samson в России нет).
Интересы Budweiser Budwar в России представляет юридическая фирма "Городисский и партнеры". Как сообщил "Ведомостям" юрист этой фирмы Николай Зорин, Budwar будет добиваться запрещения продажи на территории России пива, сваренного заводом Samson. По словам Зорина, права на товарный знак Budweiser и свидетельство о наименовании места происхождения товара были получены Budwar в СССР около 30 лет тому назад. А Budweiser Burgerbrau схож до степени смешения с аналогичным пивом Budwar, утверждает юрист. Иск в арбитражный суд Москвы против дистрибьюторов Samson будет подан до конца недели, обещают в "Городисском и партнерах". Торговцев, против которых будет подан иск, Зорин назвать отказался.
Пожелавший остаться анонимным представитель компании "Все пиво мира" (в ее ассортименте присутствует Budweiser Burgerbrau) сомневается в успехе иска будеевицкой госкомпании. У потребителя есть четкое представление, какой Budweiser производит Budwar, а какой - Samson, хотя бы потому, что у первого красные этикетки, а у второго синие, говорит собеседник "Ведомостей". Управляющий директор Samson Жирек Некола также заявил, что, по его мнению, Budwar не стоит связывать серьезные ожидания с судебным процессом в России. По его словам, в аналогичном споре в чешском гражданском суде Samson одержал победу. "Думаю, что мы готовы защитить свои права и в Российской Федерации", - убежден Некола. А вот в Германии суд встал на сторону Budwar, парирует Зорин из "Городисского и партнеров".
Какое бы решение ни вынес московский арбитражный суд, на расклад сил на рынке оно повлияет несущественно, считают независимые эксперты. По данным маркетингового агентства "Бизнес Аналитика", сегмент импортного пива занимает в объемном выражении не более 1% российского рынка, а в этом сегменте доля Budweiser Budvar - около 8% (доли одноименного пива производства Samson и Anheuser-Busch в "Бизнес Аналитике" назвали "незначительными"). "Странный спор. Было бы здорово, если бы хотя бы в 100 из 12 000 московских магазинов продавался Budweiser Burgerbrau. Совершенно понятно, что это пиво здесь не конкурирует друг с другом", - говорит Максим Карташов, гендиректор компании "Стэнли+", крупнейшего дистрибьютора импортного пива в России.
АМЕРИКАНЦАМ BUDWAR НЕ ПОМЕШАЛ: В 1989 г. Budejovicky Budvar зарегистрировала в России свои права на товарный знак Bud, что в течение длительного времени было препятствием для выхода на наш рынок крупнейшего в мире пивовара - американской Anheuser-Busch. Лишь в мае 2001 г. апелляционная палата "Роспатента" вняла возражениям адвокатов Anheuser-Busch и отменила "чешскую" регистрацию марки Bud. Только после этого американцы обзавелись в России дистрибьюторами и начали поставки.