|
|
|
|
|
|
СМИ о суде
ВИРТУОЗНЫЙ СКАНДАЛ
Владимир Спиваков стал участником громкого судебного процесса
Потивостояние Московского международного дома музыки под руководством Владимира Спивакова и Российского национального оркестра, где маэстро в течение трех лет был главным дирижером и откуда год назад со скандалом уволился, перешло в судебную фазу. Однако истинные причины разногласий далеки от музыки.
Пути Российского национального оркестра и Владимира Спивакова пересеклись четыре года назад, после того как основатель и главный дирижер оркестра Михаил Плетнев решил поработать над другими проектами. Освободившееся место предложили Спивакову. Однако отношения не сложились ("Известия" писали об этом в номере от 14 апреля).
- Музыканты жаловались, что Спиваков тормозит их творческий рост, - сказал "Известиям" председатель Фонда РНО Сергей Марков. - А крупнейшая студия звукозаписи "Дойче граммофон", которая прежде записывала по несколько наших дисков ежегодно, послушав концерты Спивакова, отказалась от сотрудничества.
Сам же Спиваков в дни разрыва тоже много нелицеприятного рассказывал журналистам об оркестре и его руководителях, но сейчас в разговоре с "Известиями" не стал комментировать те события.
- Страница моей биографии, связанная с РНО, перевернута, - сказал он.
После ухода Спивакова у оркестра начались неприятности. Было приостановлено выделение средств на оснащение зала в Новых Черемушках, а плата за аренду помещений в одночасье возросла в семь раз. Руководители Российского национального оркестра убеждены, что все это произошло не без участия бывшего главного дирижера.
Тем временем столичные власти завершили строительство роскошного Дома музыки на Космодамианской набережной. Генеральным директором Юрий Лужков назначил народного артиста России Александра Ворошило, в прошлом солиста, а затем и руководителя Большого театра. Для привлечения на новую площадку маститых исполнителей он заключил договор с продюсерской фирмой "Меридиан". В музыкальных кругах о ней никто не слышал, но у ее директора Кирилла Тарасевича-Николаева были неплохие связи в классической музыкальной "тусовке". Которыми он и воспользовался, приведя в Дом музыки Российский национальный оркестр.
Однако в мае этого года московские власти уволили Александра Ворошило, а на его место был назначен не кто иной, как Владимир Спиваков. К тому времени его отношения с руководством оркестра еще больше разладились. Уйдя из РНО, Спиваков свой новый коллектив назвал "Российский национальный филармонический оркестр". Плетнев и Марков возмутились: названия двух оркестров звучали очень похоже, могла возникнуть путаница, особенно за границей. Страсти унял министр культуры Михаил Швыдкой, предложив новому коллективу называться "Национальный филармонический оркестр России".
Придя в Московский международный дом музыки (ММДМ), команда Спивакова в одностороннем порядке аннулировала подписанный Александром Ворошило агентский договор с "Меридианом".
Владимир Спиваков не стал это комментировать "Известиям".
- Я в юридические вопросы не вникаю, мое дело - музыка, - сказал он, посоветовав обратиться за комментариями к своему заместителю Ивану Попову.
- Это абсолютно кабальное соглашение, - заявил господин Попов. - Не представляю, как Ворошило его подписал. Точнее, представляю, но не буду говорить.
"Известиям" удалось раздобыть этот документ. Вот его основные положения: "Меридиан" получал всю выручку от организованных собственными силами концертов плюс долю от коммерческого использования неконцертных площадей. По словам Попова, такие условия превращают принадлежащий Москве Дом музыки в источник дохода для "никому неизвестной частной фирмы".
- Это несерьезно, - парирует глава "Меридиана" Кирилл Тарасевич-Николаев. - С исполнителями-то должен рассчитываться не Дом музыки, а мы. А вы знаете, какие гонорары у музыкантов? Рядовому оркестранту за концерт надо заплатить 300-400 долларов, а "звездам" - в десятки, а иногда в сотни раз больше. Денег от продажи билетов на это не хватит, потому и внесен пункт о нашем участии в доходах от использования коммерческих площадей. Кстати, точная доля средств, которые должен был получать от этого "Меридиан", не указана. Ворошило сказал так: "Буду давать ровно столько, чтобы покрыть ваши расходы на организацию концерта".
Директор Фонда РНО Сергей Марков убежден, что расторжение договора лишь формально направлено против "Меридиана".
- Главной целью является удар по нашему оркестру, - сказал он. - Аннулирование договора привело к тому, что мы потеряли три концерта из семи.
От обвинений в кознях против РНО администрация Дома музыки всячески открещивается. И количество пропавших концертов здесь почему-то считают по-другому.
- Никакого конфликта с РНО ни у Спивакова, ни у Дома музыки нет, - уверяет господин Попов. - Мы подтвердили четыре из пяти концертов, которые были запланированы у нас. Только соглашение на их проведение заключили через нормальную продюсерскую фирму на хороших для нас условиях. Что же касается договора с "Меридианом", мы считаем его недействительным. Поскольку права расторгнуть его в одностороннем порядке мы не имеем, будем действовать через суд.
С подачи руководства Дома музыки департамент имущества правительства Москвы, как владелец здания, подал иск в Арбитражный суд Москвы с требованием признать договор недействительным. А не далее как в среду "Меридиан" вчинил ответный иск в тот же суд - о возмещении ущерба за потерянные выступления. По поводу четырех "спасенных" концертов в РНО радости не наблюдается. "Дом музыки дал их нам провести на крайне невыгодных условиях, - сказал Сергей Марков. - Если бы не обязательства перед поклонниками оркестра, мы бы на такие условия никогда не согласились".
Вряд ли конфликт затихнет в ближайшем будущем. Причина не в музыке и даже не в ущемленном самолюбии. Дело в том, что оба коллектива остро нуждаются в спонсорах - без них классические музыкальные ансамбли мирового уровня существовать не могут. Тех же, кто готов поддерживать симфоническую музыку, не так уж и много. У РНО уже сложился свой "спонсорский пул", а у его недавно родившегося конкурента - еще нет, зато есть популярный руководитель. "Они переманивают наших спонсоров", - жалуются в РНО. Но пока, видно, не очень успешно.
- Вы обратили внимание, что практически отсутствует реклама открытия нашего сезона? - спрашивает Владимир Спиваков. - Это говорит о недостаточном количестве средств. Я очень надеюсь на помощь московского правительства.
Попутно Спиваков не упускает случая сказать, что РНО - это частная организация. Чем доводит главу Фонда РНО Сергея Маркова до белого каления.
- Наш фонд - это общественная некоммерческая организация, и я лишь один из его учредителей, - говорит он. - По сути мы администрация - ищем деньги, занимаемся хозяйственными и юридическими вопросами. Спиваков проработал у нас три года и не может этого не знать. Его высказывания ведут к тому, чтобы отбить у нас спонсоров. Многие из них готовы поддерживать национальный оркестр, а не "частную лавочку". Если в результате высказываний Спивакова мы потеряем источники финансирования, я буду вынужден обратиться в суд с очередным иском о компенсации ущерба.
|
|
|
Архив:
|