Вопрос о долгах региона – один из самых у нас закрытых. Эдакая стыдная областная тайна. Все заинтересованные лица прекрасно знают, что долги есть, и в очень приличном объеме. Кто-то даже утверждает: в критическом. Вместе с тем суммы называются разные, списки заимодавцев не повторяют друг друга, а ответственные лица, вроде областного министра финансов Александра Ларионова, краснеют и прячут глаза. В чем дело?
Сверхдержава США обнародует данные о своих долгах с некоторой даже гордостью: и у нас, мол, все, как у людей – долги, теракты... Российская федеральная власть долгов тоже не скрывает – каждый год перед принятием бюджета парламентариев ставят в известность о суммах… У нас же в регионе само слово долг – неприличное. С высоких трибун не произносится, на совещаниях не обсуждается.
Вообще, тема наличия у области долговых обязательств нежданно-негаданно всплыла аккурат после августа 1998 года, но тут мы были не одиноки – вся Россия внезапно ощутила себя постояльцем большой долговой ямы. Тогда, в 1998 году области повезло – ей, как и многим другим, легко удалось провести в жизнь житейский афоризм: «Кому я должен, всем прощаю». После августовского дефолта, Саратовской области удалось вычеркнуть из списка кредиторов «Инком-банк», банк «СБС-агро», Онэксим-банк и других кредиторов.
Гром грянул около года назад, когда стало известно об иске компании «Русатоммет» в
Московский арбитражный суд о взыскании долгов с бюджета Саратовской области. Юристы «Руссатоммета» говорили об общей задолженности областного бюджета только своим клиентам – размером в 450 млн. рублей. Общий же долг Саратовской области, по подсчетам специалистов из «Русатоммета», составлял 9 млрд. рублей.
Цифра выглядела запредельной – более половины тогдашнего, да и сегодняшнего, кстати, областного бюджета. Областные власти заявили, что это «Русатоммет» пиарится столь причудливым образом, но реальных цифр по обыкновению не назвали. Сегодня тема вновь стала актуальной, и спикер областной думы Сергей Шувалов выступил с комментарием.
Он заявил, что сумма внешнего долга области невелика и стабильна - не превышает 15% доходной части бюджета, и говорить тут особо нечего. Довольно странная трактовка пункта 2 статьи 112 Бюджетного кодекса РФ, где говориться о возможности введения внешнего управления в регионах, где сумма государственного долга превышает 15%, и нет возможности для его регулярного обслуживания. Если верить спикеру, внешний долг области составляет не более 2,5 млрд. рублей.
Между тем, по некоторым данным, только размер кредиторской задолженности организаций ЖКХ области составляет более 5 млрд. рублей. Любопытно, кстати, что дебиторка организациям ЖКХ составляет более 2,5 млрд. рублей, что недвусмысленно указывает на причудливость финансовых схем в этой сфере.
Газета «Саратовский репортер», со ссылкой на материалы проверок, проведенных недавно расформированными Совбезом и ГКУ Саратовской области приводит не менее интересные цифры: государственный внутренний долг на 1 января 2003 года составлял около 3,5 млрд. рублей и прирастает ежегодно примерно на полмиллиарда. В общем, никак все это не укладывается в спикерову математику.
Остается открыть еще один областной секрет Полишинеля: большая часть долговых обязательств регионального бюджета возникает по обязательствам третьих лиц. То есть вполне частные конторы берут кредиты под государственные гарантии областной исполнительной власти… Вот свежий пример из близкой оперы: вчера была озвучена цифра, которую потребительское общество «Энгельсский мясокомбинат» должно вкладчиком, которых сегодня уже пора назвать обманутыми – 16 млн. рублей. Вроде мелочь, а неприятно. Думаете, кто будет отдавать деньги? Комбинат давно банкрот. А вот потребсоюз имеет свою долю в бюджете развития…
На прошлой неделе Владимир Чуриков, вице-спикер и председатель бюджетного комитета Думы, признался, что на проведение первой летней Спартакиады учащихся парламентарии разрешили губернатору взять кредит. Суммы называются разные – от 65 до 100 млн. рублей. А если вспомнить, что губернатор обещал привлечь на праздник детского спорта целый миллиард, -- то и такие цифры не покажутся пределом… В общем, большое кредитование продолжается.
Только на дворе не 98-й год, и из списка никого не вычеркнешь…