Дело было так. Торговый комплекс "Москва" разместил по всей столице огромное количество рекламных щитов с изображением занятных персонажей самых разных национальностей - таджика, грузина, чукчи и еврея. Многонациональные щиты - каждый по-своему - призывали граждан посетить-таки вышеозначенный торговый комплекс и что-нибудь там купить.
Внимательно рассмотрев рекламный щит с изображением верующего иудея (потому что он был нарисован в кипе) и надписью к нему: "Москва" работает и по субботам!", общественная организация "Еврейский мир" обратилась с иском в Московский арбитражный суд. "Еврейский мир" требовал извинений от малоизвестного рекламного агентства "Огниво" и руководителей хорошо известного торгового комплекса за неуважительное отношение к святому для иудеев дню - субботе. Ну если не извинений, то хотя бы снятия плаката. Ну если не снятия - то хотя бы изменения надписи.
Руководство "Москвы", в свою очередь, обиделось на непонятливую еврейскую организацию: на самом деле никто ведь на их субботу не посягал. Просто реклама стоит на переднем крае борьбы за души покупателей. И здесь, как на всяком фронте, случаются потери, поражения, контратаки и пальба по своим. Поэтому никто ни от "Огнива", ни от "Москвы" на суд не явился. А проблему со злополучными плакатами решили весьма оригинально: надпись оставили ту же, еврея в кипе убрали, а вместо него зачем-то намалевали огромный черный вопросительный знак.
Тем москвичам и гостям столицы, кто не в курсе истории этого конфликта, рекламные щиты с огромным вопросительным знаком кажутся и вовсе абсурдными. Мы и без них прекрасно знаем: любой уважающий себя торговый центр работает и по субботам, и по воскресеньям. И вообще - в любой день недели с утра до вечера. Но, как видно, вовсе расстаться с нелепыми плакатами "Москве" невыгодно: место все-таки оплачено. Поэтому смотрите, недоумевайте, возмущайтесь. Не вы эти щиты вешали, не вам и снимать.
Такова логика молодой российской политкорректности: пусть уж лучше вопросительный знак с теперь уж совершенно бессмысленной подписью, чем иудей в кипе. Пусть такая вымученная политкорректность, чем совсем никакой. На этом история со злополучным плакатом, кажется, закончена. Но у здравомыслящего человека она вызывает как минимум недоумение и даже раздражение. Неэлегантная возня возле национально-религиозных чувств сограждан заставляет нас каждый раз нервно вздрагивать при слове "политкорректность", вызывает желание переключить программу телевизора, отложить газету и выключить звук радиоприемника с риторическим вопросом: сколько еще нас будут ТАК воспитывать?
Утешает мысль: не мы одни такие. На ум в оправдание доморощенной "политкорректности" начинают приходить самые разные утешительные сравнения. Естественно, в нашу пользу. Например, зацикленные на политкорректности городские чиновники Торонто переименовали рождественскую елку в праздничную. Чтобы никому обидно не было. А вот еще! В любом американском фильме обязательно присутствует положительный чернокожий или желтокожий герой либо - еще эффектнее - одноногая безработная лесбиянка.
У нас пока все не так. Но к этому надо готовиться. Как бы мы ни противопоставляли себя Америке и Европе, но присмотреться и прислушаться к политкорректности придется. Придется учиться не обижать людей, не наступать на их больные мозоли, не провоцировать ответную агрессию. У нас, увы, получается так, что к отдельным знакомым евреям (чеченцам, литовцам, украинцам - нужное подчеркнуть) мы относимся хорошо, а к отдельно взятым народам - не очень. И это пройдет. И зайца учат на барабане играть. В этой ситуации просто необходимо вспомнить сантехника из неполиткорректного советского анекдота с незабываемой фразой: "Э-э-э, да тут систему менять надо!" Надо менять систему.