Московские рекламщики, сами того не желая, проверили многонациональный народ России на чувство юмора. Итоги этого эксперимента скоро будут подведены в арбитражном суде Москвы.
Вчера в нем состоялось предварительное слушание дела по иску Московского бюро по правам человека и общественной организации «Еврейский мир» к руководству торгово-ярмарочного комплекса «Москва», газете «Экстра М» и рекламному агентству «Огниво». Претензии истцов вызваны появившимися в столице многочисленными рекламными плакатами и наклейками с изображением верующего еврея с пейсами, в кипе и с подписью: «Москва» работает и по субботам.
Как известно, суббота для ортодоксальных евреев -- священный день, когда запрещена всякая работа. В субботу еврей не должен не только ходить в магазин, но и вообще иметь при себе деньги. Поэтому представители организации «Еврейский мир» расценили рекламу торгового комплекса как призыв к верующим евреям нарушить субботу. «Эта реклама имеет неэтичный характер и оскорбляет религиозные чувства иудеев», -- заявили представители истцов. По их мнению, такой же оскорбительной была бы для православных реклама ресторана с изображением христианина и подписью: «В Великий пост мы кормим мясом».
Первоначально заседание суда было запланировано еще на начало августа, но слушание было перенесено, так как ответчики отвергли все обвинения в свой адрес и не явились на заседание. По мнению представителей издательского дома, изображение на плакате верующего еврея не должно оскорблять других верующих евреев, а сугубо информативный текст о режиме работы торгового комплекса не призывает их нарушать религиозные заповеди.
Однако адвокат истцов Владимир Новицкий в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» заявил, что, в соответствии с Законом о рекламе, намерен добиться от издательского дома публикации опровержения текста рекламного плаката, а также выплаты 200 тыс. руб. в качестве компенсации морального ущерба.
Точку в этом споре арбитражный суд поставит на заключительном слушании, назначенном на 1 октября. На вчерашнем же заседании, по словам адвоката, суд лишь «определил круг ответчиков, предмет доказывания и рассмотрел доказательную базу».
Но чтобы не ограничиваться защитой только религиозных чувств евреев, правозащитники подвергли критике всю рекламную стратегию торгового комплекса «Москва», основанную на изображении представителей разных национальностей в виде персонажей популярных анекдотов. С рекламных щитов торговый комплекс «Москва» рекламируют и чукча, и грузин, и таджик. В линейке рекламного агентства присутствуют и представители национального большинства: кустодиевская русская красавица с маленьким гоголевским чиновником-мужем и подписью «Я в «Москве» -- муж в тоске». По мнению членов организации «Еврейский мир» и Московского бюро по правам человека, национальные и религиозные чувства представителей этих народов также нуждаются в защите. Сами же ущемленные в лучших чувствах представители малых и больших народов, глядя на плакаты, лишь улыбаются и в суд, похоже, обращаться не собираются.