о суде | · | правовые основы | · | арбитражный процесс | · | практика | · | карта сайта | · | поиск | ||||||
|
Полоса Василия Сизова, 085, В ЖИЗНИ / ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН /, "Еженедельный Журнал" (online)
02/09/2003 Оригинал материала ВКРАТЦЕЗа "РАТМ-Энерго" понаблюдают. НОВОСИБИРСК - Арбитражный суд Москвы открыл процедуру наблюдения в ЗАО "РАТМ-Энерго", говорится в сообщении предприятия. Конкурсным управляющим назначен Андрей Портных. "РАТМ-Энерго" входит в состав новосибирской промышленной группы "РАТМ" (Региональная ассоциация топливных материалов). В июле 2002 г. налоговая полиция посчитала, что ущерб государству от неуплаты налогов составил 70,74 млн руб. , а уголовное дело было передано в суд. Группа "РАТМ", однако, определяла эту сумму как суммированные за период с 1 июля 1998 г. по 30 ноября 2001 г. ежемесячные задолженности по налоговым платежам. (AK&M). ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ОТ 04.07.03 № 4-ФКЗ “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН “ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ Одобрен Государственной Думой 11 июня 2003 года Статья 1. Внести в Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 18, ст. 1589) следующие изменения и дополнения: 1. В статье 3: абзац третий дополнить словами “(арбитражные кассационные суды)”; дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания: “арбитражные апелляционные суды;”; абзац четвертый изложить в следующей редакции: “арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее – арбитражные суды субъектов Российской Федерации).”. 2. В пункте 2 статьи 8: слова “федеральным законом” заменить словами “Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I “О статусе судей в Российской Федерации”; дополнить абзацем следующего содержания: “Председатели, заместители председателей и судьи арбитражных апелляционных судов назначаются на должность при соблюдении требований и в порядке, которые установлены Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I “О статусе судей в Российской Федерации” для председателей, заместителей председателей и судей федеральных арбитражных судов округов.”. 3. В пункте 1 статьи 10: подпункт 1 дополнить новым абзацем вторым следующего содержания: “дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;”; подпункт 2 изложить в следующей редакции: “2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;”; дополнить подпунктом 91 следующего содержания: “91) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;”. 4. В статье 11: в абзаце первом слова “Высший Арбитражный Суд” заменить словами “1. Высший Арбитражный Суд”; дополнить пунктом 2 следующего содержания: “2. В составе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.”. 5. В пункте 1 статьи 13: подпункт 4 дополнить словами “сроком на три года. Один и тот же судья может быть избран секретарем Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации неоднократно”; подпункт 5 дополнить словами “, а также судей, входящих в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации”; дополнить подпунктом 51 следующего содержания: “51) решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел;”; дополнить подпунктом 61 следующего содержания: “61) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, определяет место их пребывания и назначает их руководителей из числа заместителей председателей соответствующих судов;”; дополнить подпунктом 81 следующего содержания: “81) утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда судей арбитражного апелляционного суда, входящих в состав президиума арбитражного апелляционного суда;”. 6. Пункт 2 статьи 15 дополнить словами “сроком на два года”, дополнить предложением следующего содержания: “Один и тот же судья может быть введен в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации неоднократно.”. 7. Абзац второй статьи 16 изложить в следующей редакции: “рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;”. 8. Статью 17 дополнить пунктом 4 следующего содержания: “4. Порядок работы Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по рассмотрению в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации определяется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.”. 9. Пункт 3 статьи 19 дополнить словами “сроком на три года”, дополнить предложением следующего содержания: “Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.”. 10. В статье 24: пункт 1 изложить в следующей редакции: “1. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.”; в пункте 2: в подпункте 1 слово “решений” заменить словами “судебных актов”, слова “Чувашской Республики – Чаваш республики” заменить словами “Чувашской Республики – Чувашии”, дополнить словами “, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе”; в подпунктах 2–7 слово “решений” заменить словами “судебных актов”, дополнить словами “, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе”; в подпункте 8 слово “решений” заменить словами “судебных актов”, слова “Ингушской Республики” заменить словами “Республики Ингушетия”, слова “Республики Калмыкия – Хальмг Тангч” заменить словами “Республики Калмыкия”, слова “Республики Северная Осетия” заменить словами “Республики Северная Осетия – Алания”, дополнить словами “, Чеченской Республики, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе”; в подпунктах 9 и 10 слово “решений” заменить словами “судебных актов”, дополнить словами “, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе”. 11. В статье 25: в абзаце первом слова “Федеральный арбитражный суд” заменить словами “1. Федеральный арбитражный суд”; дополнить пунктом 2 следующего содержания: “2. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе федерального арбитражного суда округа могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.”. 12. В абзаце втором статьи 26 слова “в первой и апелляционной инстанциях” заменить словами “и арбитражными апелляционными судами”. 13. В статье 27: в части первой слово “Президиум” заменить словами “1. Президиум”; в части второй слово “Судьи” заменить словами “2. Судьи”, дополнить словами “сроком на два года”, дополнить предложением следующего содержания: “Один и тот же судья может быть введен в состав президиума федерального арбитражного суда округа неоднократно.”. 14. В пункте 4 статьи 30 слова “в первой и апелляционной инстанциях” заменить словами “и арбитражными апелляционными судами”. 15. Пункт 3 статьи 31 дополнить словами “сроком на три года”, дополнить предложением следующего содержания: “Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.”. 16. Дополнить главой III1 следующего содержания: “ГЛАВА III1. ПОЛНОМОЧИЯ, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ
1. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. 2. В Российской Федерации действуют: 1) в Волго-Вятском судебном округе: Первый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Владимирской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики–Чувашии; Второй арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Ярославской области; 2) в Восточно-Сибирском судебном округе: Третий арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Красноярского края, Республики Тыва, Республики Хакасия; Четвертый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Читинской области; 3) в Дальневосточном судебном округе: Пятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Камчатской области, Приморского края, Сахалинской области; Шестой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Магаданской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа; 4) в Западно-Сибирском судебном округе: Седьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Томской области; Восьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Омской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа; ) в Московском судебном округе: Девятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом города Москвы; Десятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом Московской области; 6) в Поволжском судебном округе: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Пензенской области, Самарской области, Республики Татарстан (Татарстан), Ульяновской области; Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Саратовской области; 7) в Северо-Западном судебном округе: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области; Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Новгородской области, Псковской области, Тверской области; 8) в Северо-Кавказском судебном округе: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Адыгея (Адыгея), Краснодарского края, Ростовской области; Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия – Алания, Ставропольского края, Чеченской Республики; 9) в Уральском судебном округе: Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской Республики; Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Челябинской области; 10) в Центральном судебном округе: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Белгородской области, Воронежской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Тамбовской области; Двадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Брянской области, Калужской области, Рязанской области, Смоленской области, Тульской области. 3. Федеральным законом может быть изменен состав судебных округов.
1. Арбитражный апелляционный суд действует в составе: президиума арбитражного апелляционного суда; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. 2. В составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.
Арбитражный апелляционный суд: 1) проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело; 2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; 3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции; 4) изучает и обобщает судебную практику; 5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; 6) анализирует судебную статистику.
1. Президиум арбитражного апелляционного суда действует в составе председателя арбитражного апелляционного суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. 2. Судьи арбитражного апелляционного суда, входящие в состав президиума арбитражного апелляционного суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного апелляционного суда сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав президиума арбитражного апелляционного суда неоднократно.
Президиум арбитражного апелляционного суда: утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает другие вопросы организации работы суда; рассматривает вопросы судебной практики.
1. Президиум арбитражного апелляционного суда созывается председателем этого суда по мере необходимости. 2. Президиум арбитражного апелляционного суда правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума. 3. Постановления президиума арбитражного апелляционного суда принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем арбитражного апелляционного суда. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования.
1. В арбитражном апелляционном суде могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда. 2. Судебные коллегии возглавляют председатели – заместители председателя суда. 3. Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии. 4. Судебные коллегии арбитражного апелляционного суда проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.
1. В арбитражном апелляционном суде образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий – из числа судей этого суда. 2. Судебные составы формируются председателем арбитражного апелляционного суда. 3. Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом арбитражного апелляционного суда сроком на три года. Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.
1. Председатель арбитражного апелляционного суда является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. 2. Председатель арбитражного апелляционного суда: 1) организует деятельность арбитражного апелляционного суда; 2) распределяет обязанности между заместителями председателя арбитражного апелляционного суда; 3) формирует из числа судей арбитражного апелляционного суда судебные составы; 4) созывает президиум арбитражного апелляционного суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к ведению президиума; 5) осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного апелляционного суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда; 6) представляет арбитражный апелляционный суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами; 7) осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Федеральным конституционным законом. 3. Председатель арбитражного апелляционного суда издает приказы и распоряжения.
1. Заместители председателя арбитражного апелляционного суда являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. 2. Заместители председателя арбитражного апелляционного суда в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, постоянные судебные присутствия вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда, организуют деятельность структурных подразделений аппарата арбитражного апелляционного суда. 3. В случае отсутствия председателя арбитражного апелляционного суда его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии первого заместителя – один из заместителей председателя.
1. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными апелляционными судами в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражных апелляционных судов могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов. 2. Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда является обособленным подразделением соответствующего арбитражного апелляционного суда вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.”. 17. В статье 35: слова “В арбитражном суде” заменить словами “1. В арбитражном суде”; дополнить пунктом 2 следующего содержания: “2. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.”. 18. Подпункт 2 статьи 36 исключить. 19. В статье 37: в части первой слово “Президиум” заменить словами “1. Президиум”; в части второй слово “Судьи” заменить словами “2. Судьи”, дополнить словами “сроком на два года”, дополнить предложением следующего содержания: “Один и тот же судья может быть введен в состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации неоднократно.”. 20. В пункте 4 статьи 40 слова “и апелляционной инстанциях” заменить словом “инстанции”. 21. Пункт 3 статьи 41 дополнить словами “сроком на три года”, дополнить предложением следующего содержания: “Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.”. 22. Главу IV дополнить статьей 431 следующего содержания:
1. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражных судов субъектов Российской Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов. 2. Постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта Российской Федерации является обособленным подразделением соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.”. 23. Пункт 1 статьи 45 дополнить словами “, возглавляемым руководителем аппарата – администратором соответствующего арбитражного суда (далее – администратор арбитражного суда)”, дополнить абзацем следующего содержания: “Администратор арбитражного суда руководит аппаратом арбитражного суда, организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде, организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда, определяемые Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.”. 24. В статье 52: дополнить пунктом 21 следующего содержания: “21. Место постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда определяется Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации официально извещает о месте постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.”; дополнить пунктом 31 следующего содержания: “31. Место пребывания постоянного судебного присутствия арбитражного суда определяется Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации официально извещает о месте пребывания постоянного судебного присутствия арбитражного суда.”; пункт 4 дополнить словами “или в месте пребывания постоянного судебного присутствия арбитражного суда”. Статья 2. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этих судах в первой инстанции, впредь до начала деятельности арбитражных апелляционных судов, которые будут осуществлять проверку судебных актов, принятых соответствующими арбитражными судами субъектов Российской Федерации. Арбитражный апелляционный суд считается образованным с момента назначения не менее трех судей этого суда. Решение о начале деятельности соответствующего арбитражного апелляционного суда принимает Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом. Апелляционные жалобы, принятые к производству арбитражного суда субъекта Российской Федерации и не рассмотренные им до начала деятельности соответствующего арбитражного апелляционного суда, рассматриваются в апелляционной инстанции арбитражного суда субъекта Российской Федерации. Статья 3. Образовать арбитражные апелляционные суды, предусмотренные пунктом 16 статьи 1 настоящего Федерального конституционного закона, не позднее 1 января 2006 года в следующей последовательности: до 1 января 2004 года: Девятый арбитражный апелляционный суд; Десятый арбитражный апелляционный суд; Тринадцатый арбитражный апелляционный суд; до 1 января 2005 года: Первый арбитражный апелляционный суд; Второй арбитражный апелляционный суд; Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд; Двенадцатый арбитражный апелляционный суд; Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд; Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд; Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд; Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд; Двадцатый арбитражный апелляционный суд; до 1 января 2006 года: Третий арбитражный апелляционный суд; Четвертый арбитражный апелляционный суд; Пятый арбитражный апелляционный суд; Шестой арбитражный апелляционный суд; Седьмой арбитражный апелляционный суд; Восьмой арбитражный апелляционный суд; Семнадцатый арбитражный апелляционный суд; Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд. Статья 4. Должностные оклады председателя, первого заместителя председателя, заместителя председателя, председателя судебного состава и судей арбитражного апелляционного суда устанавливаются в размере должностных окладов соответственно председателя, первого заместителя председателя, заместителя председателя, председателя судебного состава и судей федерального арбитражного суда округа. Статья 5. Срок пребывания в должности председателей судебных составов соответствующих арбитражных судов, утвержденных в должности до вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, и срок вхождения в состав президиумов соответствующих арбитражных судов судей, утвержденных в составе президиумов до вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, считается первым сроком соответственно пребывания в должности или вхождения в состав президиума и исчисляется со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона. Статья 6. Правительству Российской Федерации: предусмотреть в проектах федерального бюджета на 2004 и 2005 годы увеличение штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов и выделение Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации дополнительных средств на финансирование расходов, связанных с образованием арбитражных апелляционных судов; рассмотреть вопрос о внесении дополнений в федеральную целевую программу “Развитие судебной системы России” на 2002 – 2006 годы, предусматривающих увеличение объемов государственных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и ремонт зданий арбитражных судов, а также строительство (приобретение) жилья для судей и работников аппаратов арбитражных судов. Статья 7. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации В. ПУТИН
№9 (2003 г.), Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (online)
02/09/2003 Оригинал материала УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 01.08.03 № 871 “О НАЗНАЧЕНИИ СУДЕЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ”УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЗНАЧЕНИИ СУДЕЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ Руководствуясь статьями 83 и 128 Конституции Российской Федерации, п о с т а н о в л я ю: 1. Назначить на 6-летний срок полномочий: председателем Арбитражного суда Васютина Евгения Зиновьевича. 2. Назначить: судьей Арбитражного суда города Москвы Дунаеву Наталью Юрьевну. 3. Назначить на 3-летний срок полномочий: судьей Федерального арбитражного суда Хабибуллина Ленара Фаритовича судьей Арбитражного суда Алтайского края Шехтмана Игоря Владимировича судьей Арбитражного суда Красноярского края Трукшан Жанну Петровну судьями Арбитражного суда Приморского края Аппакову Татьяну Анатольевну Овчинникова Василия Васильевича Фокину Алену Алексеевну судьями Арбитражного суда Курганской области Губанову Елену Ивановну Крепышеву Татьяну Геннадьевну судьями Арбитражного суда города Москвы Барабанщикову Любовь Михайловну Бурмакова Игоря Юрьевича судьей Арбитражного суда Новосибирской области Бродскую Марину Валерьевну. Президент Российской Федерации В. ПУТИН
№9 (2003 г.), Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (online)
02/09/2003 Оригинал материала ЕВРЕЯ ЗАМЕНИЛИ НА ВОПРОСдружба народов В течение прошедших выходных с улиц Москвы исчезли рекламные плакаты торгово-ярмарочного комплекса "Москва" с изображением еврея с пейсами и в кипе и подписью "'Москва' работает и по субботам". На их месте появился непонятный вопросительный знак. Таким образом рекламное агентство "Огниво", обслуживающее ярмарочный комплекс, удовлетворило требования правозащитников и религиозных организаций, считающих, что реклама "Москвы" оскорбляет чувства иудеев. Торгово-ярмарочный комплекс "Москва" с февраля нынешнего года ведет активную рекламную кампанию. На улицах города висят 43 плаката, изображающие представителей разных народов, которые с помощью характерных для своей нации прибауток рекламируют торговый комплекс. Например, изображение чукчи сопровождается надписью "Дешево, однако!", изображение жителя Средней Азии – "Туда не езжай, сюда езжай!". На шести плакатах был изображен еврей с пейсами и в кипе, сообщающий о том, что "'Москва' работает и по субботам!" Изображение еврея на рекламных щитах с самого начала вызвало протест ряда религиозных и общественных организаций. Генеральный директор Московского бюро по правам человека Александр Брод сообщил Ъ, что еще в апреле эта организация совместно с ассоциацией "Еврейский мир" обратилась к руководству "Москвы" с просьбой заменить еврея и упоминание о субботе на что-то более нейтральное. "Мы пытались выйти на контакт непосредственно с руководством ярмарки,– отметил господин Брод.– Но 'Москва' отвечала нам, что все вопросы будет обсуждать только в суде. Тогда мы подали в суд, потому что считаем, что такая реклама недопустимым образом задевает религиозные чувства десятков тысяч верующих евреев. Сумму морального ущерба мы оценили в 200 тыс. рублей, которые намерены взыскать и с 'Москвы', и с рекламного агентства". Между тем 28 августа рекламное агентство "Огниво", являющееся дочерним предприятием "Москвы" и рекламирующее только услуги этого ярмарочного комплекса, не дожидаясь суда, заменило на шести спорных щитах еврея на большой вопросительный знак. К фразе "'Москва' работает и по субботам!" было добавлено слово "тоже". В самой "Москве" утверждают, что изменения в рекламную кампанию были внесены не из-за судебного иска. "Мы готовы к суду,– сообщила Ъ руководитель отдела рекламы торгово-ярмарочного комплекса 'Москва' Татьяна Грачева,– потому что у иска нет никаких перспектив. Мы не призывали верующих евреев совершать покупки в священную для них субботу, а просто констатировали факт – 'Москва' и в самом деле работает и по субботам. Замена еврея на знак вопроса связана с плановыми изменениями в нашей рекламной кампании – это не результат давления общественности, а планомерная маркетинговая деятельность. Мы уверены, что наша реклама не оскорбляет евреев". Директор юридической компании "Усков и партнеры" Вадим Усков считает, что иск практически беспроигрышный. "Мне кажется, у иска хорошие перспективы,– отметил господин Усков,– смысл состоит в том, что любое упоминание о религиозных чувствах и их особенности можно признать нарушением свободы вероисповедания как по Конституции, так и по Гражданскому кодексу РФ". По мнению господина Ускова, сумма иска определена вполне адекватно, тем более что, по словам юриста, "на рынке наружной рекламы 200 тыс. не деньги". Слушания в арбитражном суде Москвы назначены на 4 сентября. Ъ будет следить за развитием событий. ОКСАНА Ъ-АЛЕКСЕЕВА, ОЛЕГ Ъ-КАШИН ЗНАКОМЫЙ ПОЧЕРКЭксперты не хотят работать по госзаказу
Ответчик (ООО "Велмор") представил в суд не оригинал договора, а лишь его копию, сославшись на то, что оригинал утерян. Судья приняла решение: направить документ на экспертизу в Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте (РФЦСЭ). Заведующая лабораторией почерковедческих экспертиз РФЦСЭ Ольга Белоусова после 20-дневного исследования дала заключение: подпись Кондратьевой не принадлежит. ЭКСПЕРТИА ЭКСПЕРТА Последствия оказались неожиданными для всех. Директор РФЦСЭ Николай Лобанов отстранил Белоусову от производства экспертиз, заявив, что она не имеет на это права, "поскольку не прошла аттестацию". Почему же Лобанов, несмотря на очевидное (наличие у Белоусовой права на проведение экспертиз), отстранил ее от экспертных исследований, потребовав пройти внеплановую аттестацию? Такое решение выглядит тем более странным, что за одиннадцать дней до этого по ходатайству Генеральной прокуратуры директор своим приказом вынес благодарность Белоусовой за "оперативную организацию и высокое качество производства экспертизы по уголовному делу". Но как можно было поощрять неаттестованного эксперта? Вместо выплаты премии директор обязан был как минимум проинформировать Генеральную прокуратуру о незаконных действиях эксперта. Более того, директор обязан был потребовать признать незаконными все заключения Белоусовой, которые она дала, работая в РФЦСЭ. А это более 60 документов, отправленных в Генпрокуратуру, МВД, суды... Значит, все судебные решения, основанные на заключении эксперта Белоусовой, необходимо пересмотреть. Но так далеко Лобанов почему-то не пошел. РАЗОШЛИСЬ ВО МНЕНИЯХ Поводом для внутренних разбирательств, как выяснилось, послужила жалоба. Нетрудно догадаться, что пришла она от адвоката, защищавшего в арбитражном суде интересы ответчика. Адвокат писал: почерковедческое исследование электрографической копии подписи (ксерокопии) в принципе невозможно, поскольку копия непригодна для исследования. Действительно, существует такая точка зрения. Поэтому суды и эксперты предпочитают иметь дело с оригиналами документов. Но с начала 90-х потребность в исследовании именно копий резко возросла. Все чаще случается так, что иного пути установить истину просто не существует. Поэтому следователи и судьи стали направлять в РФЦСЭ копии документов. В вопросе возможностей судебно-почерковедческого исследования электрографических копий подписей нет единства. Одни эксперты проводят такие исследования, другие проводить их не решаются. В РФЦСЭ такие исследования проводили. По мнению одного из ведущих специалистов в области почерковедческой экспертизы, доктора юридических наук профессора Валерии Орловой, почерковедческие исследования подписей по копиям документов допустимы и базируются на общей методике криминалистического исследования почерка независимо от того, какой конкретно материал является объектом изучения. К тому же следует заметить, что Центр судебной экспертизы выполняет работы не только чисто прикладного характера, но, как сказано в одном из документов, и "проводит научные исследования, разрабатывает новые методы и методики экспертного исследования вещественных доказательств, организует их внедрение в экспертную практику". Обладая высококлассными специалистами, центр взял на себя ответственность за проведение экспертиз по ксерокопиям и делает это уже много лет. Только в 2001 году центр выполнил 127 экспертиз подписей и различных записей, представленных в виде ксерокопий. "Рекламаций" по ним не поступало. МИНЮСТ НЕДОВОЛЕН Вполне возможно, что ответчик как раз и рассчитывал на то, что среди экспертов нет единства в вопросе, можно ли проводить экспертизу по ксерокопии или нельзя. И надеялся, что судья не решится направить на экспертизу ксерокопию. Напрасно надеялся. Но как только судья Гасанова приняла решение об экспертизе ксерокопии договора, как заместителю директора центра по экспертной работе Владиславу Нусбауму позвонила начальник управления судебно-экспертных учреждений Минюста России Татьяна Москвина. Она сообщила, что в ближайшее время в центр на экспертизу поступит ксерокопия документа, который не следует принимать к производству. Когда же центр все-таки взял копию в работу, Москвина порекомендовала дать суду ответ: исследовать документ "не представляется возможным". Замдиректора отказался выполнить указание сверху. Тогда к нему подослали с "рекомендациями" одного из руководителей центра. Но и это не помогло. Наоборот, Нусбаум поручил исследование одному из самых стойких сотрудников - Белоусовой. Он не ошибся: заведующая лабораторией тоже не поддалась руководящей обработке. (О беспрецедентном, как они считают, давлении чиновника Минюста Белоусова и Нусбаум написали в своих обращениях министру юстиции Чайке, но ответа пока так и не получили.) 14 мая этого года Белоусова закончила экспертизу и направила заключение в арбитражный суд. А уже 16 мая заместителя Москвиной Лобанова назначили директором центра. Сотрудники РФЦСЭ, обратившиеся в "Московские новости", убеждены: назначение Лобанова напрямую связано со стремлением Москвиной нейтрализовать результаты экспертизы любой ценой. Сотрудники РФЦСЭ только не могли понять одного - почему начальник управления и ее бывший зам действовали столь энергично и рискованно. И все это из-за какого-то общества с ограниченной ответственностью? В присутствии сотрудников центра я заглянул в Интернет. И все стало ясно. Оказывается, ООО "Велмор" в центре нешуточной войны, которую ведут "хозяйствующие субъекты". С одной стороны - Андрей Андреев, продавший "Ингосстрах", "Автобанк" и Орско-Халиловский металлургический комбинат, с другой - Абрамович и Дерипаска, купившие все это богатство. Андреев, как известно, через арбитражные суды пытается отменить результаты сделки и вернуть контроль над утраченной собственностью. Он утверждает, что вся собственность была зарегистрирована не на него, а на цепочку фирм, среди которых ООО "Велмор". Покупая весь бизнес, новые владельцы приобрели и "Велмор", распределив ее акции в равных долях на шесть своих компаний. Теперь Андреев пытается опротестовать все эти передачи имущества, в том числе и продажу долей ООО "Велмор". Как писал Гашек в известном романе о бравом солдате, многие вопросы отпали сами собой. ЗАДАЧА ВЫПОЛНЕНА Не имея возможности вернуть из суда заключение эксперта Белоусовой, Лобанов за сутки до судебного заседания выдал адвокату письменный ответ: по действиям эксперта Белоусовой проводится служебное расследование. Разумеется, адвокат тут же зачитал его в суде. Судья назначил повторную экспертизу, уже в другом экспертном учреждении. Каким будет заключение - никто не знает. Напомню: в информации, полученной из Интернета, утверждается, что новые владельцы приобрели "Велмор", распределив ее акции в равных долях на шесть своих компаний, Андреев все эти распределения пытается опротестовать. В арбитражный суд подано шесть исков на незаконность шести договоров. Мы вели речь об экспертизе копии договора N6. Но вскоре в центр для проведения экспертизы поступила ксерокопия договора N5. Лобанов отказал суду в экспертизе: временно приостановил проведение экспертиз по электрографическим копиям. Следовательно, пять договоров, на которых тоже, возможно, стоят поддельные подписи, исследованы не будут, и судьи не смогут принять квалифицированное решение. Министр юстиции России Юрий Чайка подробно осведомлен о том, что происходит в ведущем экспертном центре страны. Но почему-то хранит молчание. |
|
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск] |
© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет", НПП "Гарант-Сервис" |