Конфликт с "Роснефтью", который может обойтись инвесткомпании "ОЛМА" в $27 млн, вовсе не исчерпан. Несмотря на намерение сторон заключить мировое соглашение, договориться им до сих пор не удалось. В госкомпании же утверждают, что ее цель - не разорить "ОЛМА", а добиться справедливости.
Объем разведанных запасов нефти и газа "Роснефти" в 2002 г. составил 1,3 млрд т. Выручка от реализации за 2002 г. , по данным компании, - $2,7 млрд, чистая прибыль - $323,7 млн.
ИФ "ОЛМА", по данным ФКЦБ, занимает 44-е место по объему сделок среди профучастников рынка - 8,1 млрд руб. во II квартале 2003 г.
Тяжба "Роснефти" и "ОЛМА" началась год назад. Нефтяники сочли, что опубликованный в журнале "Нефтегазовая вертикаль" и на сайте "ОЛМА" аналитический отчет "Оценка ОАО "НК "Роснефть" опорочил деловую репутацию госкомпании и вызвал падение котировок акций ее "дочек". Руководству "Роснефти" не понравились выводы о том, что на начало 2002 г. компания оценивалась в $1,253 млрд и у нее проблемы с корпоративным управлением. Сначала компания оценила свой убыток в $1 млн. Но после проведенной по решению Московского арбитражного суда независимой оценки ущерба "Роснефть" увеличила сумму претензий до названных "Эконинвестоценкой" $27 млн. Однако на заседании суда 30 июля неожиданно выяснилось, что "Роснефть" предложила "ОЛМА" заключить мировое соглашение. Суть его стороны тогда раскрыть отказались.
Вчера Арбитражный суд Москвы перенес на 9 сентября рассмотрение мирового соглашения из-за болезни представителя "Роснефти". Однако, как удалось выяснить "Ведомостям", самого соглашения до сих пор не существует - стороны не договорились об условиях мировой.
Сотрудник пресс-центра нефтяной компании Дмитрий Пантелеев рассказал, что "Роснефть" согласна отказаться от требования компенсации, только если "ОЛМА" опубликует опровержение своего отчета. "Суть иска и первоначальной денежной компенсации не в том, чтобы разорить "ОЛМА", а в том, чтобы восстановить справедливость", - говорит он. Однако инвесткомпания, по его словам, соглашается лишь принести извинения читателям за сделанные в отчете неточности, что не устраивает "Роснефть". Мировое соглашение предполагает взаимные уступки, считает Пантелеев, а из намерений "ОЛМА" этого не видно.
Начальник отдела маркетинга инвесткомпании Андрей Сальков говорит, что переговоры с "Роснефтью" продолжаются и в "ОЛМА" очень надеются достичь компромисса. "Но мы не видим оснований для опровержения собственного отчета, - добавил он. - Эксперты, назначенные судом, не привели убедительных аргументов о том, что факты, изложенные в нашей публикации в журнале "Нефтегазовая вертикаль", не соответствуют действительности". Что касается возможного возмещения судебных издержек "Роснефти" ($50 000 - оплата проведенной оценки, а $100 000 - за услуги юристов) , и Пантелеев, и Сальков единодушно сказали, что вначале нужно договориться о сути мирового соглашения.
За этим разбирательством пристально следят многие участники российского фондового рынка. "Нельзя забывать, что процесс прецедентный, и будет очень обидно, если в его ходе компания "ОЛМА" понесет потери", - говорит вице-президент "Алор-Инвеста" Алексей Хорунжий. А управляющий фондом УК "Метрополь" Андрей Беспалов считает, что публикация опровержения вовсе не означает неправоту аналитиков "ОЛМА". "Это просто предмет взаимного торга и взаимных уступок", - говорит он.
И инвестиционные банкиры, и представители компаний высказываются против давления на аналитиков. "Аналитики должны иметь возможность высказывать обоснованные опасения о перспективах отрасли или эмитента", - говорит Алексей Хорунжий. А вице-президент "ВымпелКома" Валерий Гольдин отмечает, что в международной практике инициатива подачи судебных исков против аналитиков принадлежит регулирующим органам - и только тогда, когда в действиях аналитиков доказан злой умысел.