Депутат Госдумы Владимир Юдин направил новый депутатский запрос в Генпрокуратуру. Теперь он просит рассмотреть законность приватизации АО "Роспан Интернешнл" и участия в ней ЮКОСа и НГК "Итера". Генпрокуратура с радостью приняла запрос к рассмотрению, что подтвердил ее официальный представитель.
История ЗАО "Роспан Интернешнл" (Ямало-Ненецкий АО) действительно весьма примечательная. Компания была создана РАО "Газпром" в 1992 году. ЗАО владеет лицензиями на разработку ачимовских залежей Ново-Уренгойского и Восточно-Уренгойского месторождений (запасы – 950 миллиардов кубических метров газа и 180 миллионов тонн газового конденсата). В 1999 году "Газпром" продал по номинальной стоимости контрольный пакет "Роспана" структурам, близким к группе компаний "Итера", с обязательством погасить долги "Роспана" в 3 миллиарда рублей. В 2000 году в ЗАО было введено внешнее управление, а затем - конкурсное производство. В 2001 году ЮКОС приобрел у "Итеры" акции "Роспана", а в начале 2002 года контролировал уже 100% акций ЗАО. Однако задолженность компании скупили структуры ТНК. После серии судебных разбирательств ТНК приобрела у ЮКОСа 44% акций "Роспана", у ЮКОСа осталось 56% акций. 2 декабря 2002 года Московский арбитражный суд утвердил мировое соглашение "Роспана" с кредиторами. С января по договору с ЮКОСом управляющей компанией "Роспана" является ТНК.
В своем запросе депутат Юдин обвиняет ЮКОС в том, что с помощью "хитрых схем" "Газпром" был лишен активов "Роспана", и это все нуждается в "правовой оценке" Генпрокуратуры. Ущерб государству в истории с "Роспаном" депутат оценивает минимум в "1 миллиард рублей налогов". А сам "Роспан", по его мнению, должен вернуться в ведение "Газпрома", то есть государства.
Однако самое любопытное в этой истории вовсе не "хитрые схемы" ЮКОСа, ТНК или "Итеры", а весьма бесхитростная схема депутата Юдина и его помощника Алексея Гилева. В июле, в разгар прокурорской активности в деле ЮКОСа, президенту компании "ЮКОС-ЭП" Юрию Бейлину был направлен текст данного запроса неким гражданином Гилевым, двоюродным братом помощника депутата Юдина. К тексту запроса г-н Гилев сделал приписку: "Подтверждаем свою готовность к урегулированию спорных вопросов и для этого просим назначить встречу в удобное для Вас время". Тогда официальные представители депутата Юдина заявили, что среди проектов запросов их руководителя ничего подобного нет, а Алексею Гилеву, если он был соавтором письма о "Роспане", "грозят большие неприятности".
На нет, как говорится, и суда нет, но почему бы не быть проверке Генпрокуратуры. Например, обстоятельств шантажа, предпринятого обоими кузенами.