|
|
|
|
|
|
СМИ о суде
ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ
Еврейские организации обвинили рекламщиков в оскорблении религиозных чувств
Рекламные щиты на улицах раздражают многих. Но если раньше все претензии к наружной рекламе ограничивались недовольным ворчанием москвичей, то сейчас производители "наружки" оказались в роли ответчиков. Общественная организация "Еврейский мир" обратилась в Московский арбитражный суд с иском против руководителей торгового комплекса "Москва", рекламного агентства "Огниво" и газеты "Экстра М". Повод - реклама, на которой изображен религиозный еврей и надпись "Центр "Москва" работает и по субботам". Недавно состоялось очередное заседание суда, на который представители ответчиков не явились. Несмотря на это, судья заявила, что "будет рассматривать дело по существу в отсутствие ответчиков", и назначила следующее заседание на 4 сентября.
История началась еще в конце апреля, когда Московское бюро по правам человека и организация "Еврейский мир" подали судебный иск к руководству торгово-ярмарочного комплекса "Москва", газете "Экстра М" и рекламному агентству "Огниво" в связи с "распространением рекламы, умаляющей деловую репутацию еврейских организаций, честь и достоинство всех евреев, соблюдающих традиции". Иск был подан практически сразу после того, как на улицах столицы и в метро появилась реклама "Москвы", на которой изображен верующий еврей в традиционном головном уборе (кипе) и с компьютером в руках. Надпись на плакатах гласила: "Центр "Москва" работает и по субботам".
- Эта реклама слишком очевидно и акцентированно призывает покупателей, и в первую очередь евреев, совершать покупки именно в субботу, - считает глава ассоциации "Еврейский мир" Семен Августович. - Между тем в еврейской культуре суббота является не просто днем отдыха, а особенным днем, имеющим священный смысл. В этот день запрещены все виды работ, совершение покупок и ношение с собой денег. Короче говоря, реклама "Москвы" имеет неэтичный характер и оскорбляет религиозные чувства иудеев .
- Понимаете, в нашей стране долго и упорно отучали евреев соблюдать свои традиции, закрывали школы и синагоги. И только вроде все наладилось, как им снова дали по рукам, - говорит Александр Брод, директор Московского бюро по правам человека.
Истцы ссылаются на ст. 8 ("Неэтичная реклама") федерального закона "О рекламе". Реклама признается неэтичной, если "содержит зрительную информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении национальности, религиозных и иных убеждений физических лиц, порочит религиозные символы".
- Если бы они нам позвонили и сказали, что не будут возобновлять эту рекламу, что приносят свои извинения, мы бы не стали обращаться в суд, - говорит Семен Августович. - Мы же не требовали, чтобы они срочно сняли щиты, мы прекрасно понимаем - это не копейку стоило!
Истцы четко знают, чего добиваются. "Мы создаем важный прецедент, - считает Августович. - Национальная сфера - очень интимная. Не надо ее трогать. Есть масса других областей, где можно изощряться, но не в этой". Зато с ответчиками полная неразбериха. Мы полдня названивали в торгово-ярмарочный комплекс "Москва". Милые девушки, приятная музыка... "Извините, никто не может ответить на ваши вопросы". Наконец к телефону подошел юрист Руфат Гуршумов.
- Почему ответчики не явились в суд?
- Истцы не удосужились узнать ни точного наименования, ни точных адресов торгового центра, - сообщил "Известиям" Руфат Гуршумов. - В исковом заявлении нужно указать, на кого оно подается. На нас ничего не подавалось. Может, они имели в виду не нас...
А с рекламным агентством вообще детективная история. В организации "Еврейский мир" сказали, что созданием этой рекламы занималось агентство "Огниво". Но ни в одном телефонном справочнике нет никакой информации о нем. Более того, когда суд отправил повестку в "Огниво", то письмо вернулась назад с пометкой "адресат указан неверно". Агентство, имевшее отношение к рекламной кампании "Москвы", мы нашли в Интернете. "Одна из наших последних работ - реклама торгово-ярмарочного комплекса "Москва" в метро и на Третьем кольце", - сказал креативный директор рекламного агентства полного цикла "SOREC-media" Григорий Федоров в одном из интервью в декабре прошлого года. Однако и в "SOREC-media" говорят, что не имеют никакого отношения к "Москве".
- Мне об этом мало что известно, я и документов никаких не видел. Руководство "Москвы" с нами по этому поводу не связывалось, - сказал Денис Зотов, сотрудник департамента по работе с клиентами агентства "SOREC-media". - Мы вообще не имели отношения к тому, что там изображено, поскольку занимались только размещением.
А истцы и сейчас готовы пойти на мировое соглашение.
- Можно вообще убрать еврея с этого плаката, а можно просто написать: "Москва" работает... по субботам и воскресеньям". Тогда акценты сместятся и евреям будет не так обидно, - говорит Августович.
Что вы делаете в субботу?
Виктор ШЕНДЕРОВИЧ, писатель:
- Я еврей неправильный, субботу не соблюдаю, если б я ее соблюдал, то мои передачи бы в эфир не выходили: у меня записи по субботам были. Но плакат, о котором идет речь, безусловно, оскорбляет чувства верующих. Ортодоксальный еврей, изображенный в рекламе, радуется возможности нарушить Божьи заповеди. Это прямое оскорбление.
Берл ЛАЗАР, главный раввин России:
- Часть субботы я провожу в синагоге. Часть - с семьей и с гостями. А что касается плаката, он, несомненно, оскорбляет чувства верующих людей и является некорректным. Изготовители рекламы должны принимать в расчет религиозные чувства граждан.
Игорь ИРТЕНЬЕВ, поэт:
- Я не правоверный иудей, поэтому никаких специальных занятий в субботу у меня нет. А подавать в суд на плакат не стоит. Для нормального человека ничего оскорбительного в нем нет. Мы же все-таки светское государство. Ничего обидного я в этих плакатах не вижу.
|
|
|
Архив:
|