Сегодня состоится заседание Московского окружного федерального арбитражного суда по вопросу об использовании торговой марки Gallup в России. Отстаивать права торгового знака приехал сын известного основоположника социологических опросов в США Алек Гэллап.
Предыстория тяжбы началась с того, что финская Suomen Gallup Oy зарегистрировала свой знак в России в 1991 году, позже она приобрела несколько российских компаний, занимавшихся измерением рейтингов СМИ и рекламы. Американцы зарегистрировали свой знак в 1995 году, но в 1996-м финны вытеснили их из России. В 2000 году Государственная палата по патентам и торговым знакам (Роспатент) административным решением запретила финнам использовать знак Gallup в России. В 2002 году финны оспорили это решение и выиграли два разбирательства в
Арбитражном суде Москвы.
На сегодняшний день в России имя и знак Gallup использует британская Taylor Nelson Sofres Group (TNS), которая еще в 2001 году купила финнов и все их филиалы в России и СНГ. TNS, будучи четвертой по объему операций исследовательской корпорацией в мире, не только использует имя Gallup в России, но и не фигурирует в судах по поводу этой марки.
Алек Гэллап, вице-президент компании 'Гэллап' и сын ее основателя, прилетев в Москву, рассказал ГАЗЕТЕ о своих ожиданиях и принципах компании.
- Это ваш первый приезд в Россию?
- Да. В прошлом году я был в Венгрии, Румынии и Литве, но в России никогда не был.
- Сложно ли было быть сыном такого известного ученого?
- Скорее, это было интересно. Отец всегда нас использовал как своего рода лабораторию: задавал нам вопросы, на нас проверяя, «работают» ли они. В 1932 году, когда отец создавал компанию, мне было четыре года. В 18 лет я стал интервьюером.
- Где в то время жила ваша семья?
- Там же, где и сейчас, в Принстоне, штат Нью-Джерси.
- Ваш младший брат Джордж тоже до сих пор занимается семейным делом?
- Да, правда, я не знаю, как звучит его должность. Он занимается исследованиями по религиозным вопросам, молодежными исследованиями уже 25 лет. Я же - по большей части предвыборными опросами, тем, что называется Gallup poll, международные опросы также входят в мою компетенцию. Я был одним из руководителей так называемого «исламского» опроса, который мы проводили в девяти исламских странах после 11 сентября. У нас у всех есть своя специализация.
- В скольких странах Институт Гэллапа проводил опросы?
- Персональные опросы мы провели в 101 стране. Эта цифра не включает те страны, где у нас были только телефонные опросы.
- Каков главный принцип Института Гэллапа сейчас?
- Человек должен быть услышан. Наша миссия заключается в том, чтобы человек с улицы имел право высказаться так же, как и лоббист...
- Есть ли вопрос, который Институт Гэллапа задает на протяжении всей своей 70-летней истории?
- С 1937 года мы задаем вопрос «Одобряете ли вы деятельность президента?». Его мы задаем и сейчас.
- Кто платит за ваши политические исследования?
- СМИ, например CNN и USA Today, International Herald Tribune. Обычно мы выпускаем данные новых исследований раз в неделю, но, например, на CNN мы присутствуем и в ежедневном обзоре.
- Вы обслуживаете партии или кандидатов?
- Нет, на партии мы не работаем, и это принцип моего отца. Мы не хотим, чтобы они контролировали нашу работу. Мы не работаем также на лоббистов и группы лоббистов, которые отстаивают определенную точку зрения, в США мы их называем «группы давления». Например, мы не будет работать на группы, которые выступают за или против абортов. Социологические опросы - заметный, но довольно маленький процент всего нашего бизнеса. Большие деньги нам приносят маркетинговые исследования. Мы много работаем над методиками и строго их придерживаемся. Мы нанимаем лучших экспертов, которые только могут быть. При этом наши методики открыты.
- Какова причина вашего посещения России сейчас?
- Я приехал, чтобы дать пресс-конференцию и чтобы присутствовать на судебных разбирательствах.
- Те организации, которые используют в своих названиях марку 'Гэллап' в России и СНГ, имеют к вам какое-либо отношение?
- Весьма опосредованное, если можно так выразиться. Они никогда не просили у нас прав на использование нашего бренда. Они используют его без нашего разрешения.
- Как вы относитесь к тому, что происходит с вашей торговой маркой в России?
- Эти люди не имеют права пользоваться ею. Такая ситуация является большой проблемой для нас, для нашей репутации, поскольку многие бизнесмены, в том числе и западные, уверены, что это - мы. А нас в России нет.
- Что вы будете делать, если проиграете суд?
- Мы приняли решение отстаивать наш бренд до конца.
СПРАВКА Первое судебное слушание 20 февраля 2003 года разрешило финнам использовать марку и аннулировало запрет Роспатента, так как коллегия суда не нашла признаков введения клиентов в заблуждение финским знаком. Однако суд прошел без приглашенной третьей стороны - американцев, что позволило им и Роспатенту оспорить решение в следующей инстанции.
Суд от 28 апреля подтвердил предыдущее решение и счел, что финны не вводят в заблуждение клиентов и не используют имя американского исследователя в интересах своего бизнеса, поскольку сам доктор Гэллап разрешил финнам использовать этот знак еще в 1965 году.
Алек Гэллап пояснил ГАЗЕТЕ, что по той договоренности финны могли использовать знак лишь в Финляндии. Он приехал лично убедить суд, что финны нарушили договоренности, выйдя за пределы своей страны и продав свой бизнес британцам. В России Институт Гэллапа не может начинать работу, так как сейчас он нарушает права финнов на знак Gallup.
Позиция российских филиалов сводится к тому, что не они участвуют в суде, а их владельцы, и поэтому воздерживаются от каких-либо комментариев. Финны же, как и британская TNS, отказались комментировать ситуацию ГАЗЕТЕ.
ГАЗЕТА следит за событиями и сообщит читателям о решении Московского окружного федерального арбитражного суда завтра.