Американская компания Gillette через суд добивается передачи в свою собственность доменного имени gillette.ru, которым сейчас владеет ее партнер - российская "Камео". "Камео" считает себя добросовестным приобретателем и администратором gillette.ru и расставаться с ним не собирается. Юристы расходятся во мнениях относительно того, сможет ли Gillette отсудить одноименный домен.
В начале июля Gillette предъявила в арбитражный суд Москвы исковое заявление о защите исключительных прав на фирменное наименование и товарный знак Gillette, которое содержит требования признать регистрацию и использование "Камео" доменного имени gillette.ru нарушением прав американской компании. Запланированная на вторую половину июля вторая досудебная встреча была перенесена на неопределенный срок по просьбе Gillette, которая не успела подготовить необходимые документы.
Соперничество за веб-сайт gillette.ru выпадает из общего ряда аналогичных исков. Обычно владельцы торговых марок судятся с так называемыми киберсквоттерами, бизнес которых заключается в захвате сайтов и их последующей перепродаже. "Камео" же является серьезным игроком рынка крупнооптовой продажи бритвенных принадлежностей, парфюмерии и косметики. Компания входит в клуб Top 10 российского представительства Gillette - компании "Жиллетт Группа".
По словам менеджера по рекламе и связям с общественностью "Камео" Ирины Горбуновой, представители Gillette не пытались решить вопрос передачи спорного сайта во внесудебном порядке. "Мы впервые узнали о претензиях нашего партнера уже в суде", - говорит она. Юрисконсульт "Камео" Павел Гальченко говорит, что его компания зарегистрировала домен gillette.ru, администрирует его в соответствии с действующим законодательством и не нарушает ничьих прав. На gillette.ru размещена только некоммерческая информация об американской компании и ее продуктах, и на каждом документе есть указание на то, что этот сайт не является официальным сайтом Gillette.
Горбунова уверяет, что со стороны российского представительства к "Камео" претензий нет, а инициатором иска был именно головной офис Gillette. Головной офис "Жиллетт Группы" расположен в Санкт-Петербурге, еще одно представительство находится в Москве. В обоих офисах говорить на тему иска по веб-сайту с корреспондентом "Ведомостей" отказались. От комментариев отказались и в адвокатском бюро "Саланс", которое осуществляет правовую защиту Gillette по иску к "Камео".
В своем пресс-релизе "Камео" приводит мнение зампреда коллегии адвокатов "Московский адвокатский центр" Александра Нижинского, который полагает, что нет правовых оснований признать нарушения исключительных прав Gillette. По его словам, "доменное имя не может быть охраноспособным объектом интеллектуальной собственности и поэтому к нему не может быть применен институт защиты прав индивидуализации юридического лица в части его прав на товарный знак и фирменное наименование".
Иной точки зрения придерживается старший юрист Grant Thornton Trid Александр Страх. Он считает, что "Камео" все-таки мешает американской компании тем, что не дает ей использовать домен gillette.ru по своему усмотрению. По его словам, с учетом внесенных прошлой осенью изменений в закон о товарных знаках владелец товарного знака имеет больше прав в доменном имени. "По закону, наверное, Gillette получит этот домен", - говорит Страх.
"ДЕЛО "КОДАКА": Одним из самых громких судебных разбирательств в российском секторе Интернета было так называемое "дело "Кодака", когда американская компания Eastman Kodak судилась за сайт kodak.ru с частным предпринимателем Александром Грундулом. Проблема была в том, что Грундул занимался торговлей фототехники Kodak и потому не мог быть признан киберсквоттером. Кроме того, защита Грундула утверждала, что предприниматель не нарушал прав Eastman Kodak, поскольку на сайте было указание, что он не имеет отношения к американской компании. Продавать kodak.ru Грундул не захотел. Американцы в течение двух лет не могли заполучить домен через суд, но в 2001 г. kodak.ru по решению арбитражного суда все же перешел в руки Eastman Kodak.