Свое начало эта история получила в 2000-м году, когда в московское представительство концерна AUDI AG поступило предложение выкупить доменное имя Audi.ru у некой компании “Джемини Лимитед” (как выяснилось, принадлежащей столичным программистам), зарегистрировавшей этот домен на свое имя в базе данных РосНИИРОС несколькими месяцами ранее. Первоначальная цена домена — 150 тыс. долл. неоднократно снижалась и в конечном итоге была доведена до 25 тыс. Тем не менее AUDI AG предпочел судебное разбирательство.
Как указывается в пресс-релизе компании: “Представители AUDI AG, опираясь на нормы российского законодательства о товарных знаках, а также нормы гражданского законодательства, заявили требование о прекращении незаконного использования товарного знака AUDI в доменном имени Audi.ru российского сегмента Интернета третьими лицами. После чего было начато судебное разбирательство, в ходе которого выяснилось, что компания “Джемини Лимитед” существует скорей виртуально, нежели в действительности. Во-первых, несмотря на то, что у нее зарегистрировано представительство в Москве, оно фактически уже не существует. Во-вторых, компания “Джемини Лимитед” была зарегистрирована в качестве юридического лица в карликовом центральноамериканском государстве под названием Белиз - популярной среди недобросовестных бизнесменов оффшорной зоне. Не удивительно, что в этом государстве нет ни российского посольства, ни уполномоченного представителя, который помог бы связаться с “Джемини Лимитед”. В-третьих, контактный телефон компании начинается с кода 809, который изначально принадлежал Бермудским островам, а 5 лет назад был вовсе выведен из обращения. И наконец, имя человека, обозначенного в базе данных РосНИИРОС в качестве владельца домена Audi.ru, — Пол Вильямс. По-русски это приблизительно то же самое, что Петр Иванов”.
Концерну понадобилось более двух лет, чтобы добиться судебного решения в суде первой инстанции. Долгосрочность процесса объясняется тем, что уведомление компании “Джемини Лимитед” в Белизе о месте и времени судебного разбирательства осуществлялось арбитражным судом дважды по дипломатическим каналам. Поэтому рассмотрение дела в первой инстанции откладывалось почти два года.
Несмотря на то что представители “Джемини Лимитед” в суд первой инстанции не явились, они все же обжаловали его решение. Итогом судебного разбирательства, которое всячески затягивалось “Джемини Лимитед”, стало постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы в пользу AUDI AG. Таким образом, решение суда первой инстанции вступило в законную силу.
Ни коим образом не преуменьшая значимость и заслуги победы в этом деле юристов AUDI AG, стоит все-таки заметить, что причиной успеха был не только их труд, но и существенный “прокол” ответчиков. Постоянные читатели, наверное, помнят обзор новой редакции Закона о товарных знаках, его достоинств и недостатков с “доменных” позиций. Там же говорилось, что получение в судебном порядке домена истцом возможно при наличии нескольких ошибок ответчика. Одна из них - это (цитата по закону): “использование... товарного знака... в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения… в сети Интернет, в частности, в доменном имени и при других способах адресации”, что собственно и было сделано ответчиком. Сайт автоматически переадресовывал посетителя на сайт продажи различных автомобилей. И хотя такая оценка действий ответчика судом не бесспорна, решение вынесено.
Надо сказать, что дело AUDI AG первое и пока единственное, решение по которому вынесено в пользу истца согласно новой редакции Закона о товарных знаках. До сих пор иски, основанные на этой редакции закона, отклонялись благодаря “правильному” поведению киберсквоттеров. О том, что новый Закон больше защищает их, чем правообладателей, уже говорилось не раз.
И хотя пресс-служба концерна разослала пресс-релиз, а многие СМИ поспешно сообщили о полной и окончательной победе автогиганта, на самом деле спор не завершен. По имеющейся информации, 21 июля дело прошло кассационную инстанцию. По ее итогам, Федеральный арбитражный суд московского округа отменил ранее вынесенные решения и направил дело на новое рассмотрение. Таким образом, спор начинается заново...
В свете сказанного не совсем понятно поведение AUDI AG, распространившего пресс-релизы о победе, непонятно, почему домен уже перешел к AUDI AG, почему внесены соответствующие изменения в базу РосНИИРОСа, хотя дело не завершено и окончательное решение не вынесено.
P.S. Само дело, некоторые его подробности и вынесенное решение содержат ряд вопросов, оставшихся без ответа. Как только юрист, представлявший интересы концерна вернется из отпуска, мы более пристально рассмотрим отдельные детали дела.
Напомню, в конце этого месяца ожидается рассмотрение по существу дела о домене gillette.ru. Представляется, что этот процесс будет весьма интересным, поскольку он касается товаропроизводителя и его дилера. Обе стороны основывают свои права на спорный домен, пользуясь Законом о товарных знаках, обе стороны достаточно юридически подкованы и не намерены сдаваться или избегать рассмотрения. Подробности дела мы сообщим читателям.