- Генеральная прокуратура не участвует ни в каких политических разборках, мы занимаемся исключительно исполнением закона и вмешиваемся только тогда, когда закон нарушен, - с этого заявления начала пресс-конференцию государственный советник юстиции 3-го класса Наталия Вишнякова.
- Генпрокуратура в отношении компаний и фирм дел не ведет. Мы работаем по конкретным преступлениям конкретных лиц, - вторила ей старший советник юстиции Ирина Алешина - первый заместитель начальника управления по расследованию особо важных дел.
В теЧение следующего часа оба высокопоставленных сотрудника Генеральной прокуратуры Российской Федерации рассказали о ходе расследования самых громких преступлений последнего времени. Однако наибольшей остротой была отмечена вторая часть пресс-конференции, когда один из журналистов процитировал фразу из недавнего выступления премьер-министра России Михаила Касьянова о том, что экономические преступления не должны являться основанием заключения под стражу. В течение последней недели эти заявления были озвучены им трижды, и в том числе по поводу событий вокруг ареста известного предпринимателя, председателя совета директоров группы МЕНАТЕП Платона Лебедева.
- Принцип разделения властей обеспечивает нормальное развитие демократического государства. Каждая ветвь должна заниматься своим делом и не вмешиваться в деятельность другой. Напомню, что речь идет не о ведре картошки, а об ущербе государству, который исчисляется сотнями миллионов долларов, - парировала в заочной дискуссии Наталия Вишнякова.
А перед этим она рассказала, что полностью раскрыто убийство губернатора Магаданского края Валентина Цветкова, который был расстрелян утром 18 октября 2002 года на Новом Арбате в Москве. В пятницу арестован еще один участник этого убийства Сергей Филиппенко, который присоединился в СИЗО к своему подельнику Артуру Анисимову. Еще пять подозреваемых, чьи имена установлены, находятся в федеральном розыске.
Также раскрыт теракт в отношении депутата Государственной Думы Сергея Юшенкова, убитого нынешней весной у подъезда собственного дома. По этому уголовному делу арестованы и привлекаются к ответственности шесть обвиняемых. Дело находится в завершающей стадии, и в ближайшие дни начнется ознакомление обвиняемых с материалами дела, после чего все документы будут переданы в суд.
Также в завершающей стадии находится уголовное дело по сентябрьским, 1999 года, взрывам жилых домов, когда на улице Гурьянова в Москве погибли 90 человек, на Каширском шоссе - 120 и в Волгодонске - 19 мирных граждан. Около двух тысяч потерпевших уже ознакомились с его материалами. Сейчас документ предварительного следствия читают обвиняемые Юсуф Крымшамхалов и Адам Деккушев. После завершения этого процессуального действия будет составлено обвинительное заключение и материалы также направятся для рассмотрения в суде.
В последние недели особую значимость приобрело так называемое дело "Оборотни в погонах" в отношении высокопоставленных сотрудников органов внутренних дел и МЧС. Как известно, семь подозреваемых арестованы, проводятся активные следственные действия. В частности, был проведен обыск в гараже сотрудника МУРа Демина, где были обнаружены и изъяты 60 тысяч долларов США, семь пистолетов, одна граната, большое количество боеприпасов и драгоценностей, а также секретная документация служебного характера.
Самая активная работа ведется и по двум последним террористическим актам в Тушине и на 1-й Тверской-Ямской. Проводятся допросы, идут обыски, добывается оперативная информация.
Губернатор Ненецкого автономного округа Владимир Бутов обвиняется по статье 318 УК РФ по факту насилия в отношении инспектора ГИБДД в Санкт-Петербурге. Уже вынесено постановление о его принудительном приводе на допрос, которое будет исполнено, если он не явится по повестке.
Говоря о проблеме фирм МЕНАТЕП и ЮКОС, Наталия Вишнякова подчеркнула, что прокуратура не участвует в пересмотре итогов приватизации, а рассматривает конкретные преступления, так или иначе связанные с процессами приватизации. Управлением Генпрокуратуры по расследованию особо важных дел раскрыто преступление и 26 июля предъявлено обвинение начальнику 4-го отдела внутренней и экономической безопасности нефтяной компании ЮКОС Пичугину. Он организовал покушение на убийство Костиной, а в дальнейшем организовал убийство мужа и жены Гориных. По решению Басманного межмуниципального суда Пичугин был взят под стражу. Московский городской суд, рассматривая жалобу адвокатов обвиняемого, оставил это решение в силе. Ирина Алешина опровергла информацию некоторых СМИ о применении в отношении Пичугина в ходе следствия инъекций психотропных средств. Сейчас в отношении обвиняемого проводится судебно-медицинская экспертиза, результаты которой будут известны уже в ближайшие дни.
Что касаетсЯ криминальной деятельности председателя совета директоров группы МЕНАТЕП Платона Лебедева, то следствием установлено, что с 1993 года группой МЕНАТЕП в своих коммерческих интересах было создано 180 фирм (так называемых аффилированных предприятий), расчетные счета которых находились в одноименном коммерческом банке, а штатная численность составляла всего 12 человек. Все они состояли на различных должностях в группе, где и получали зарплату. В 1994 году по инициативе Лебедева три предприятия участвуют в инвестиционном конкурсе на приобретение 20 процентов акций предприятия "Апатит". Всем этим предприятиям Лебедев дает гарантийные письма о том, что в случае победы в конкурсе банк МЕНАТЕП обеспечит выполнение финансовых обязательств и инвестирует в "Апатит" 283 миллиона долларов (более 500 миллиардов неденоминированных рублей). Победителем конкурса стала фирма "Волна" с уставным капиталом всего в 49 миллионов рублей, но ни одной копейки инвестиционных вложений на "Апатит" не поступило.
В связи с этим Мурманский фонд федерального имущества и прокурор поставили вопрос о расторжении сделки в связи с невыполнением обязательств фирмой - победителем конкурса и направили иск в Московский арбитражный суд. В ответ по указанию Лебедева через "Волну" на счет "Апатита" в банке МЕНАТЕП было переведено 550 миллиардов рублей. Но в тот же день все средства со счетов "Апатита" были сняты и снова перечислены на расчетный счет "Волны". Тем не менее платежные документы направляются в арбитражный суд. На основании этих подложных документов суд отказывает в удовлетворении иска прокурора и фонда имущества. Однако апелляционный суд все-таки принимает решение о возвращении 20 процентов акций "Апатита" государству, но к тому времени они были перераспределены среди 180 подконтрольных группе МЕНАТЕП фирм. Увы, до сего времени это решение не исполнено.
На прошлой неделе Платону Лебедеву было предъявлено еще одно обвинение. Он подозревается в мошенничестве в связи с уклонением от уплаты налогов на очень крупную сумму. В частности, в 1999 году для получения налоговых льгот он дал указание четырем аффилированным структурам МЕНАТЕПа заключить договор о регистрации этих предприятий в закрытом административном образовании Лесное Свердловской области. В результате предприятия получили льготы на девять миллиардов рублей. Однако налоговые сборы были оплачены векселями ЮКОСа, что запрещено законом, а реальных денег в бюджет не поступило до сих пор.
Касаясь здоровья Платона Лебедева, Ирина Алешина отметила, что он находится под наблюдением врачей, проведено несколько освидетельствований и по своему физическому состоянию он может находиться в следственном изоляторе и участвовать в процессуальных действиях.
Вот тут-то и разгорелась заочная полемика между председателем правительства России Михаилом Касьяновым и представителями Генпрокуратуры Российской Федерации. В частности, Наталия Вишнякова высказала мнение, что выступление премьера некорректно и его можно рассматривать как прямое давление на суд, потому что именно эта инстанция выносит постановление о заключении под стражу.
Касаясь вопроса обоснованности заключения Платона Лебедева под стражу, Ирина Алешина подчеркнула законность и правильность этого решения. Дело в том, что у подозреваемого были три загранпаспорта с открытыми визами для въезда в Англию и Францию. Накануне ареста он перевел на свои пластиковые карточки огромные суммы в валюте в зарубежные банки, а также переместил за рубеж (Швейцария, Лихтенштейн, Гибралтар, Кипр) немалую часть своего бизнеса. К тому же в аэропорту Внуково-3 находятся принадлежащие компании частные самолеты, готовые по указанию Лебедева в любой момент вылететь за границу. Кстати, за последние три года российское правосудие уже имело печальный опыт экстрадиции на родину лиц, подозреваемых в серьезных уголовных и экономических преступлениях.